gototopgototop
   
Размер текста

К 40-летию похода атомохода «Арктика» к Северному полюсу

17 августа 1977 года советский атомоход «Арктика» первым из надводных кораблей достиг вершины планеты. Именно этому историческому событию посвящена выставка «Игарские авиаторы на службе Родине», открытие которой состоялось 27 сентября в экспозиционно-выставочном центре музея вечной мерзлоты.
Покорение полюса было для Советского Союза задачей, сравнимой с освоением космоса. Еще никогда ни одно судно или корабль в мире не были в этой географической точке. Какова же роль игарских летчиков в событии исторического масштаба.
В 1975 году из Норильского объединенного авиаотряда в качестве самостоятельной структуры Красноярского управления гражданской авиации было выделено Игарское авиапредприятие, которое стало выполнять все виды работ по применению авиации в народном хозяйстве. В ходе экспериментального рейса атомохода «Арктика» к Северному полюсу игарские авиаторы осуществляли ледовую разведку на самолетах Ил-14 в Центральном полярном бассейне с архипелагов Северная Земля и Земля Франца-Иосифа
История "Арктики" началась в 1971 году, когда судно было заложено на Балтийском заводе в Ленинграде. Из названия сразу ясно, какие цели стояли перед проектом. 25 апреля 1975 года ледокол был принят в эксплуатацию. «Арктика» стала вторым в мире атомным ледоколом. Первым был атомоход «Ленин» (1959). Примечательно, что большинство существующих в мире атомных ледоколов были спроектированы в СССР и России. К 1977 году "Арктика" была готова к покорению арктических просторов. Решение о походе на полюс было принято 13 июля 1977 года, когда министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке рейса. Его подготовка проходила в Мурманском морском пароходстве, она была поручена начальнику пароходства В. И. Игнатюку и начальнику администрации Северного морского пути К. Н. Чубакову. Министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко стал руководителем рейса, К. Н. Чубаков – его заместителем.
Капитаном атомохода в те годы был Юрий Кучиев, ранее служивший капитаном на ледоколе "Ленин".
Кроме команды (150 чел.) на борту были сотрудники Института атомной энергии им. Курчатова, Рижского института гражданской авиации, инженеры из ЦНИИ им. Крылова и, конечно, представители ААНИИ. Всего более 200 человек. Учёные тщательно готовились к экспедиции: на борт было загружено продовольствия на 8 месяцев, а также материалы для строительства в случае необходимости ледового аэродрома. Две береговые службы непрерывно следили и помогали "Арктике" с суши: группа штаба морских операций при Диксонском управлении гидрометслужбы и группа штаба морских операций в ААНИИ в Ленинграде.
"Арктика" вышла из Мурманска 9 августа 1977 года. Прямого движения на север не получилось: ученые посчитали, что в районе Карского моря льды менее крепкие. Атомоход повернул на восток в зону ответственности КУГА, которое занималось полетами на арктические станции и острова, проводкой судов. Именно эта многолетняя рутинная работа подготовила поход "Арктики". Опытные летчики знали особенности Карского моря, поведение айсбергов и льдин, знали трудности прохода через пролив Вилькицкого.
Когда в водах морского порта Диксон возникла громада атомного ледокола "Арктика" для диксонцев это стало настоящим событием. В те годы порт бурно развивался, здесь бывали разные суда, его гарнизон и жители даже отбивали атаку гитлеровского тяжелого крейсера, но столь огромное судно еще не показывалось в этих местах.
После прихода "Арктики" в Диксон в интересах ледокола начали работать шесть экипажей Ил-14. Часть персонала — группу штурманов — срочно перебросили из Красноярска.
В штабе морских операций начались многочисленные совещания и заседания. Возникало много вопросов. Игарским летчикам впервые предстояло летать на ледовую разведку так далеко – вплоть до полюса. А ведь у поршневых самолетов ИЛ-14 ограниченный радиус полета – даже с дополнительными баками, навигационное оборудование не отвечало современным требованиям. Не все экипажи имели достаточный опыт полетов в Арктике. Дельные советы давал приехавший в Диксон главный инспектор администрации Севморпути Марк Иванович Шевелев. Начальник Полярной авиации Главного управления Северного морского пути с 1931 по1938, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.
В то время только теоретические расчеты ученых Арктического и Антарктического научно-исследовательского института служили основой для похода «Арктики» на Полюс. Ответ на главный вопрос - сможет или нет пройти туда атомоход – могла дать тщательная стратегическая ледовая авиаразведка. Снимки с метеорологического спутника «Метеор-2» показывали лишь приближенную общую картину ледовой обстановки. Игарские авиаторы выполнили по заданию штаба морских операций несколько обзорных полетов. Маршруты опоясали огромную площадь – чуть не всю Арктику. Один за другим уходили в полярное небо с Диксона, острова Средний, архипелага Северная Земля и аэропорта «Нагурское» на Земле Франца-Иосифа самолеты ледовой разведки ИЛ-14.
Авиация оказала неоценимую помощь атомоходу. Тактическая ледовая разведка – это выбор наивыгоднейшего пути на отдельных участках по генеральному курсу. Нащупав слабины во льдах, можно нередко идти по естественным каналам и разводьям. Авиаторы с гидрологами и добывали атомоходу лед полегче. Экипажи бороздили воды Центрального полярного бассейна в поисках прохода для "Арктики". Наконец за проливом Вилькицкого нашли хорошую "речку" (проход среди льдин, из-за чистой от препятствий воды напоминающий реку). По ней и пошли на север. Существенное сокращение первоначально намеченного срока рейса - 13 суток вместо 29 стало возможным благодаря успешной ледовой авиаразведке.
Конечно, пилотам было трудно – разведка в столь высоких широтах, включая полюс, велась впервые, да и погода была скверной. Подстерегали густые туманы, низкая сплошная облачность, шли с дополнительными баками, предельно отягощавшими самолет, летали без автопилота на высоте 50-100 метров, каждые полчаса сменяя друг друга за штурвалом. И так непрерывно десять-двенадцать часов. Как вспоминал позже Марк Иванович Шевелев, несмотря на все трудности, самолеты с атомоходом работали удивительно взаимосвязано.
17 августа «Арктику» довели до назначенного места. Участники экспедиции водрузили на вершине мира государственный флаг СССР, вместе с ним было поднято древко флага, который хотел установить на полюсе известный полярный исследователь Георгий Седов, так и не осуществивший свою мечту и погибший недалеко от острова Рудольфа. Затем участники похода принялись водить кругосветный хоровод вокруг земной «оси», так называемый «круг почета» длиной всего 40 метров, но который пересекал все меридианы.
В это время из тумана вынырнул самолет ИЛ-14 Игарского авиапредприятия с бортовым номером 41851, ведомый пилотом-инструктором Иваном Матвеенко и приветствовал их покачиванием крыльев. На борту самолета был Шевелев, он первым поздравил людей на атомоходе с покорением Северного полюса Земли. Экипаж в составе: командира летного подразделения Александра Жигулина, второго пилота Михаила Констанчука, штурмана Виктора Стрельникова, бортмеханика Валерия Коровина, бортрадиста Бориса Максимова, а также находившиеся на борту ветеран полярной авиации Н. Жуков присоединились к поздравлениям. Эфир загудел от взаимных приветствий.
"Арктика" провела на вершине мира 15 часов. С борта ледокола на океанское дно была спущена металлическая памятная плита с гербом СССР. Полярники произвели научные вычисления, а также проверили все механизмы ледокола, который дважды пострадал в пути от столкновения с паковыми льдами. Немного отдохнув, команда выдвинулась обратно в Мурманск.
Экспедиция завершилась благополучно. Исполнилась вековая мечта многих поколений моряков и полярных исследователей.… Свершилось важное географическое открытие XX века – арктический бассейн отныне стал доступен для активного плавания!
Выставка «Игарские авиаторы на службе Родине» в полном объеме содержит информацию как о самом легендарном атомоходе, так и о работе, проделанной игарскими летчиками. В экспозиции представлены материалы, документы, фотографии, имеющие непосредственное отношение к событию исторического масштаба. В витринах размещены приборы различного назначения, использовавшиеся при эксплуатации самолетов Ил-14. Оформлен стенд с портретами летчиков, участвовавших в проводке «Арктики». Кроме того, в качестве дополнительного материала вниманию посетителей представлена коллекция значков по теме покорения Арктики, истории советского ледокольного флота. Расположен интересный материал об экспедиции Георгия Седова к Северному полюсу и его трагической гибели.
Выставка получилась масштабной, интересной и познавательной как для взрослых посетителей, так и для представителей молодого поколения.

 

Научный сотрудник отдела истории, И. Шинова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Виртуальные туры

Регистрация