gototopgototop
   
Размер текста

Выставка «Разведчики Енисея. К 90-летию открытия Игарской протоки»

В отделе истории музея вечной мерзлоты состоялось открытие выставки, посвященной 90-летию открытия Игарской протоки, с символичным названием «Разведчики Енисея».
Сотрудники музея подобрали материал подробно излагающий суть данного события и представили историю человека, открывшем Игарскую протоку.
Капитан обстановочного парохода «Тобол» Петр Филиппович Очеретько был одним из тех, благодаря кому появился наш удивительный город, история которого является одной из ярчайших страниц в истории всей нашей страны.
Петр Филиппович с детских лет мечтал о флоте. Окончил речное училище в Новгороде. Затем жил в Красноярске. С 1908 служил в Енисейском речном пароходстве. Многолетние плавания на пароходе «Тобол» капитан П.Ф. Очеретько посвятил изучению судоходных условий реки Енисей и его притоков. При его непосредственном участии были созданы многие лоцманские карты.
Известно, что до возникновения города-порта Игарки перегрузка леса на морские суда осуществлялась из Усть-Порта (ниже Игарки на 373 км.), построенном в 1919 году известным норвежским предпринимателем Йонасом Лидом при содействии адмирала А.В. Колчака. Из Усть-Порта в 1924 году был осуществлен первый лесоэкспортный рейс в Англию на пароходе «Леонид Красин». В трюмы судна загрузили 757 стандартов (стандарт равен 4,6 кубометра) красноярских досок.
После этого рейса на Енисей начали ходить морские лесовозы именно за пиломатериалами и круглым лесом. Усть-Порт несколько лет служил базой лесоэкспортных операций.
Опыт первых Карских показал, что место для порта выбрано неудачно. Усть-Порт был расположен в 310 км. от устья Енисея. Рейд был очень опасен для стоянки речных судов, особенно, плотов. При северных и северо-западных ветрах уровень воды сильно, а иногда чрезвычайно стремительно поднимался. Река затопляла берега, дамбу, порт. Грузы для хранения приходилось поднимать высоко на берег, что требовало установки дорогих и довольно сложных механизмов. Поэтому акционерным обществом «Комсевморпуть», в ведении которого был Усть-Порт, было принято решение найти другое, более удобное место для постройки морского порта. В течение 1926 - 1927 годов велись новые изыскания. Были обследованы устье Курейки и ряд пунктов к северу от Туруханска (устье Нижней Тунгуски) до протоки у острова Ермаковского.
Осенью 1927 года капитан П.Ф. Очеретько получил предписание от Сибводпути произвести промеры глубин фарватера для определения возможности проводки морских судов к устью реки Курейки.
Эти работы были проведены, и 20 сентября 1927 года «Тобол» стал на якорь в устье неизвестной протоки. На Енисее разыгрался шторм, и командой было принято решение в этой протоке укрыться. Измеряя 10-метровым лотом глубину, вошли в протоку. Удивила тишина, шторм совсем не ощущался. Лот не коснулся грунта, лишь на выходе обнаружили глубину 8 метров. В течение двух суток были проведены замеры глубин протоки и глазомерная съемка, нанесены глубины на карту. Именно тогда у капитана возникла мысль о переносе стоянки судов из Усть-Порта в неизвестную протоку.
По прибытии в Красноярск П.Ф. Очеретько отправил в Сибводпуть докладную записку с приложением карты глубин и подробным описанием исследованной протоки. В своем донесении П.Ф. Очеретько написал: «Берега протоки приглубы настолько, что в некоторых местах возможно вплотную подводить морские суда грузоподъемностью до пяти тысяч тонн».
Копия докладной была вручена представителю Комсевморпути Каминскому. Весной 1928 года Комсевморпуть направил в Игарскую протоку специалистов для детальной съемки протоки и промеров глубин.
И 15 июня 1928 года Совет труда и обороны, рассмотрев предложение Комсевморпути, принял решение начать строительство порта в Игарской протоке. В этом же году в Игарскую протоку зашли три морских судна и загрузились круглым лесом с плотов. Капитаны подтвердили полную правоту капитана Очеретько в том, что Игарская протока является лучшим местом на Енисее для экспортно-импортных операций с морскими судами, подтвердили уникальность протоки.
Обширная акватория, слабое течение, большие глубины, незатопляемый паводком высокий берег, защищающий к тому же протоку от ветров, наконец, относительная близость огромных лесных массивов Ангары и Подкаменной Тунгуски – сырьевых баз будущего лесопильно-перевалочного комбината – все говорило в пользу Игарской протоки Енисея. Вскоре пришло правительственное Постановление: порт, лесозавод и город строить именно здесь.
Порт Игарка был заложен 13 июня 1929 года. Игарку строили не только комсомольцы, энтузиасты и патриоты. «Игарку строила вся страна, весь народ Советского Союза» - так сказал легендарный Отто Юльевич Шмидт. На нескольких планшетах выставки фотографии первых лет нашего города, которые являются уникальными и представляют особую историческую и музейную ценность. Также есть несколько снимков, на которых запечатлены суда, участвовавшие в Карских операциях. Цветные фото протоки в наши дни добавили выставке цвета и колорита.
После открытия Игарской протоки П.Ф. Очеретько работал начальником обстановки родного Енисейского пароходства до 1937 года. Но, как и многие другие в те годы, Петр Филиппович подвергся жестоким испытаниям. Осенью 1937 года он был арестован. Обвинен по ст. 58-7, 58-10 УК РСФСР. Осужден 16.09.1938 спецколлегией Красноярского крайсуда на 20 лет ИТЛ. В начале 1939-го погиб в лагере. Реабилитирован 19.12.1959 прокуратурой Енисейского речного пароходства. Доброе имя легендарного речника было восстановлено, как и имена многих других репрессированных речников.
В 1999 году красноярские речники пытались увековечить имя Петра Филипповича Очеретько. На здании Игарского речного порта установили памятную доску. На открытии присутствовали енисейские речники, ветеран Енисейского речного пароходства В.А. Казаченко и Виктор Петрович Астафьев. Это был последний приезд в город его детства (снимок церемонии открытия памятной доски). Позже доску увезли, чтобы исправить ошибку, а здание порта вскоре сгорело. Сейчас информацию об аресте, реабилитации Петра Филипповича можно найти на сайте Красноярского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал», активисты которого занимаются сбором информации о репрессированных в Красноярском крае и составлением списков, занимается просвещением.
Петр Филиппович Очеретько учтен в «Книге памяти жертв политических репрессий Красноярского края».
Кроме того, на протяжении многих лет по Енисею ходил красавец буксир-толкач «Капитан Очеретько».
Дополнением к выставке стала подборка изданий и публикаций о судоходстве на Енисее и об открытии Игарской протоки в частности, а также копия постановления Совета Труда и Обороны о мероприятиях по усилению экспорта из Сибири через Северный морской путь 1928 года, проект планировки города Игарки 1958 года, в котором использовались уже имевшийся картографический материал и фотографии Игарской протоки.

 

Научный сотрудник отдела истории, И. Шинова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Виртуальные туры

Регистрация