gototopgototop
   
Размер текста

Отдел «Стройка № 503»

С 1997 года открыта экспозиция по строительству железной дороги Салехард-Игарка. Дорогу строил ГУЛАГ (Главное управление лагерей) в двух направлениях – Обском (объект № 501) и Игарском (объект № 503).

Экспозиция содержит документальные материалы, рассказывающие о ходе возведения объекта, доставке на стройку заключенных.

29 января 1949 г. было принято Постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось о необходимости строительства железной дороги Салехард-Игарка, протяженностью 1200 км. Предполагалoсь уже в 1955 г. начать эксплуатацию новой дороги. Считается, что мысль о строительстве заполярной транссибирской магистрали пришла Сталину сразу после окончания Великой Отечественной войны. Вождь был напуган тем, что Север страны в период войны оказался совершенно незащищённым. Кроме того, для промышленного гиганта Норильского комбината требовался железнодорожный путь, который позволил бы вывозить его продукцию в европейскую часть более дешёвым способом. То есть дорога Салехард-Игарка должна была иметь продолжение до Норильска. Есть также высказывания исследователей, которые считают, что Сталин вынашивал и ещё один стратегический проект – продолжить магистраль по Сибири до Берингова пролива и соединить таким образом Советский Союз через тоннель под проливом с Америкой. Однако документы (отчёты геологоразведочных партий и воспоминания очевидцев) свидетельствуют о том, что трассы Норильск-Игарка и Игарка–Ермаково–Салехард прокладывались уже с 1944 года.

Уже в 1949 г. в Игарку стали прибывать заключенные, силами которых велась стройка. В черте города появились две зоны для заключённых – мужская и женская. Это подтверждает карта, которую сохранил П.А. Евдокимов. Между женской и мужской зонами находилась так называемая «мамочкина» зона, где содержались женщины с детьми. Начальником строительства был назначен полковник Барабанов, который был довольно лояльно настроен по отношению к заключённым, по всей вероятности, и по той причине, что сам пострадал в тридцатые годы, был незаконно осуждён. В Игарке был построен специальный городок – жилые дома для охраны, для руководящего состава ГУЛАГа, клуб, а также коттедж для Барабанова. Об этом свидетельствуют документы городского архива, которые размещены в экспозиции, фотографии. Кроме того, в городе располагалась ещё одна зона для заключённых, которые строили саму дорогу. Им удалось даже проложить 60 километров железной дороги от Игарки в сторону Ермаково. Здесь, в районе старого города, недалеко от музейного комплекса, была даже сделана для железнодорожной станции и вокзала отсыпка из гравия, который, кстати, возили с Чёрной речки по железной дороге. Многие очевидцы запомнили небольшой паровоз «овечку», который таскал за собою платформы с гравием.

1 января 1950 г. вышло постановление о переводе управления «Объекта № 503» из Игарки в Ермаково (100 км на юг от Игарки). От Игарки до Салехарда на протяжении всей трассы через каждые 5-10 км располагались лагерные пункты, которые представляли собой площадки размером 500 х 500 метров, отгороженные проволокой, со сторожевыми вышками по углам. Внутри – бараки, хозяйственные постройки, столовая. Строительство дороги велось практически вручную, техники было завезено очень мало. Многие исследователи отмечают, что строить дорогу в послевоенный период было политической авантюрой, потому что страна была в полном истощении, отсутствовали материальные ресурсы. Но апломб вождя был слишком велик, к тому же ГУЛАГ серьёзно пополнился «врагами народа» из числа тех, кто попал в период войны в финский и германский плен. Все они были отправлены в лагеря. А эта физическая сила, как правило, возводила в Советском Союзе все строительные гиганты.

Дорога должна была пройти по вечной мерзлоте. И это значительно осложнило работу строителей. К тому же технический проект был представлен на утверждение тоже с опозданием, только в 1952 г., когда больше половины магистрали уже было готово. Строительство велось быстрыми темпами, в работе было много недочётов, на многих участках быстро появилась вода, дорога стала проседать.

К марту 1953 г., когда Сталин умер, было построено 911 километров дороги, а это две трети всей трассы. Судьба стройки резко изменилась после смерти вождя. В октябре 1953 г. началась её ликвидация. В целом на строительство ушло 42 млрд. рублей. Во время ликвидационного периода материальные ценности уничтожались. А многое просто было брошено – рельсы, паровозы. Немые свидетели стройки до сих пор напоминают в этих суровых краях о строительстве трассы, которую забросили и которую теперь называют «Мёртвая дорога».

Все предметы, представленные в нашей экспозиции, привезены с различных участков строительства. В одном из залов – фрагменты обстановки барака, в котором жили заключённые. Одежду и обувь они шили сами. Мебель тоже делали своими руками. Общее число заключённых, которое содержалось на Игарском направлении в разные годы доходило до 30-40 тысяч человек. Такое же число заключённых и на Обском направлении. Все заключённые – уголовники, рецидивисты и политические – содержались вместе. Но в самоохрану входили, как правило, уголовники. Они верховодили в ГУЛАГе, с их помощью охрана чинила расправу с политическими заключёнными.

Из числа заключённых в ГУЛАГе был сформирован даже свой театр. Входили в него бывшие актёры, режиссёры, писатели которые были осуждены за политические взгляды. Им удалось осуществить серьёзные постановки, потому что в число актёров входили талантливые, известные в стране люди. А зрителями были и военные (охрана), и многие жители Игарки. К сожалению, сразу после закрытия стройки сгорел и театр в Игарке. Больше интересных постановок в Игарке не было…

Дорога никогда не восстанавливалась. Но нужно сказать, что эта магистраль считается стратегически важной.

 

Регистрация