gototopgototop
   
Размер текста

Отдел истории

Отдел истории располагается в настоящее время в филиале «Экспозиционно-выставочный центр».

Раздел картографии помогает понять, что первые упоминания о реке Игарка и Игарском зимовье появились ещё в конце 17-го – начале 18-го века. Зимовье располагалось на левом берегу Енисея, возле устья реки. Позже был образован станок. До сих пор у нас существует поселение, которое называется «старая Игарка», там многие игарчане имеют дома и участки.

Летом 1927 г. экипаж парохода «Тобол» во главе с капитаном П.Ф. Очеретько случайно зашёл в протоку и, пережидая сильный шторм на Енисее, сделал промеры протоки. Оказалось, что она очень глубоководна и пригодна для приёма морских судов. Вскоре специалисты приступили к детальному изучению этого места на Енисее. Был сделан вывод о том, что именно здесь необходимо обосновать морской порт и вывозить лесные пиломатериалы из Сибири в разные страны мира. В июне 1928 г. принимается решение Совета Труда и Обороны (СТО) о строительстве в Игарской протоке морского порта и этим же летом тут загружаются лесом 3 иностранных корабля. С осени 1928 до весны 1929 г. ведётся разметка и расчистка территории под будущие заводы и посёлок, а в июне 1929 г. на правый берег Енисея высадились строители, которые привезли с собой материалы и оборудование. В период с 1929 по 1931 гг. было выстроено главное предприятие нового поселения – лесопильно-перевалочный комбинат. Ежегодно в период навигации в морской порт прибывали иностранные пароходы, загружая в трюмы сибирский лес, который высоко ценился во многих странах мира.

Город очень быстро строился. И он был исключительно деревянным: дома, тротуары, дороги. В 1931 г. был разработан План застройки города, его автором стал известный и признанный теперь во всем мире архитектор-конструктивист Иван Леонидов. Принцип застройки предполагал линейную вытянутость города, использование двухэтажных деревянных построек. С участием этого архитектора возводились наиболее известные постройки в городе – это, прежде всего, здание Дома Советов и Труда по улице Большого Театра, своего рода местный Кремль, а также здание Торгового порта (позже - речпорт). В экспозиции представлены макеты домов 30-х годов. К сожалению, до нашего времени большая часть построек не сохранилась, хотя сейчас в городе ведется активная деятельность при поддержке специалистов в области архитектуры города Красноярска по их сохранению.

Вместе со взрослыми на болотистые берега Енисея приехали и дети. Город рождался на их глазах. В 1935 г. у ребят возникла мысль написать о своей жизни за полярным кругом и об истории своего удивительного города книгу. В 1938 г. в свет вышла новая книга под названием «Мы из Игарки». В 1939 г. на Международной выставке в Нью-Йорке она экспонировалась среди лучших детских книг нашей страны и удивила весь мир. Книга много раз переиздавалась и её издания представлены в экспозиции. Кроме этого здесь представлены рукописные журналы, которые дети издавали сами в школах.

Один из разделов отдела рассказывает о том, что в 1936 г. в наш город прибыли артисты МХАТа во главе с народной артисткой РСФСР В.Н. Пашенной. Успех театральных постановок дал толчок к созданию в Игарке постоянного театра. Он проработал до 1948 г. В этом же театре ставили спектакли артисты и режиссеры театра из числа заключенных Стройки 503. В 1951 г. здание театра сгорело.

Осенью 1929 г. на Игарскую протоку приводнился первый самолёт. А зимой 1931 г. был выполнен рейс по маршруту Красноярск-Игарка, который занял 45 дней. 1935 год считается началом развития Игарки авиационной. В 1936 г. был сформирован гидропорт. Летом самолёты оборудовались поплавками, зимой – лыжами. С Игаркой связано развитие Полярной авиации, многие славные страницы ее истории. Достаточно назвать фамилии полярных летчиков, которые работали здесь - Молоков, Водопьянов, Чухновский, Чернявский, Липп, Пусепп.

В 1944 г. принято решение о строительстве сухопутного аэродрома, в 1946-м он вступил в строй. Аэропорт принимает все виды самолетов и отличается тем, что открыт практически весь год (нелётных дней здесь почти не бывает).

В экспозиции представлен также материал о музее И.В. Сталина в селе Курейка. Здесь вождь отбывал ссылку в 1914-1916 годы, и в память об этом ещё при жизни Сталина был построен пантеон – величественное здание из дерева и стекла. Музей в обязательном порядке посещали все, кто проплывал по Енисею на теплоходах, была сделана специально лестница на берегу. Но в 90-е годы здание подожгли местные жители, о музее остались только фотографии и воспоминания очевидцев. Скульптура Сталина была сброшена в Енисей в 1962 г.

Трагической страницей в истории города является судьба спецпереселенцев (насильно высланных). Уже в 1930 г. в Игарку стали прибывать транспорты с так называемыми «раскулаченными» крестьянами. Первые годы пребывания спецпереселенцев в «кулацкой ссылке» были крайне тяжелыми. На почве голода резко увеличилась заболеваемость и смертность, имели место ряд самоубийств, увеличилась преступность. 1937 год и в Игарке был годом массового террора. Аресту были подвергнуты, прежде всего, бывшие переселенцы. Многие были расстреляны или исчезли бесследно. Лишь спустя десятилетия родственникам удалось узнать правду. В конце 1942 г. с последними пароходами в Игарский район было завезено значительное количество людей различных национальностей с прифронтовой полосы. В числе представителей «опальных народов» были крымские греки и татары, поволжские немцы, карельские финны и др. Их ожидала жестокая судьба. Многих латышей, немцев, евреев и т.д. выбросили на необжитый берег в станок Агапитово. Почти половина из прибывших не смогли там выжить и погибли. В 1944 г. в Игарку прибыли переселенцы из Калмыкии. В 1948 г. в Игарку сослали более 5000 человек из Литвы, каждый 4-й из них остался в игарской земле. По свидетельствам очевидцев, система насильственного вывоза с обжитых мест была разработана в совершенстве. По железной дороге везли всех в товарных вагонах, совершенно закрытых. По Енисею спецпереселенцев сплавляли в трюмах барж или грузовых трюмах теплоходов. После смерти Сталина началась реабилитация спецпереселенцев. Город стали покидать реабилитированные политические заключенные, которые находились здесь в бессрочной ссылке. Многим удалось выехать на свою родину – в Германию, Литву, Латвию. Литовские граждане осуществили в конце 80-х гг. вывоз на родину останков своих родственников, которые были похоронены в Игарке. А в память о тех, чей прах покоится на нашей северной земле, был поставлен памятник на литовском кладбище. В память о безвинно пострадавших в годы репрессий на территории музея установлена мемориальная доска от игарчан. Рядом находятся аналогичные доски от литовцев и латышей.

Один из залов в отделе истории посвящён великому писателю Виктору Петровичу Астафьеву. Здесь находятся личные вещи писателя, многие редкие фотографии. В.П. Астафьев провёл в Игарке трудное детство (1935-1941 гг.), скитался, бродяжничал, жил в детском доме. Здание детдома, кстати, сохранилось по улице Полярной, 17. Именно в Игарке Астафьев написал свой первый рассказ «Жив», с которого по сути началась его трудная творческая биография. Позже рассказ был переработан в «Васюткино озеро». Виктора Петровича нет в живых, но каждый год 1 мая все игарчане отмечают его день рождения, а в школе № 1, которая теперь носит имя писателя, проводятся памятные мероприятия. Приятно отметить, что дети Игарки часто обращаются к творчеству – сами пишут рассказы, стихи, издают журналы. В музее хранится много рукописных журналов, созданных руками детей. Это всегда вызывает интерес у посетителей, потому что этого не увидишь ни в одном другом городе.

Регистрация