gototopgototop
   
Размер текста

Выставка «Покоритель «ледовых широт»

24 марта 2017 года в Экспозиционно-выставочном центре Краеведческого комплекса «Музей вечной мерзлоты» состоялось открытие выставки «Покоритель «ледовых широт», посвященной одному из легендарных полярных летчиков Яну Степановичу Липпу, первооткрывателю северных трасс Красноярского края. Я.С. Липп был организатором и командиром Енисейского отряда гидроавиации, а затем начальником Енисейских авиалиний. С его именем связано открытие авиационных маршрутов на север Красноярского края - на Диксон, в Дудинку, в Игарку, в Эвенкию и планомерная ледовая разведка в Карском море.
На протяжении многих лет, начиная с 30-х годов, Игарку называют родиной Полярной авиации, которая сыграла огромную роль, как в освоении Енисейского Севера, так и в развитии нашего города. Осенью 1929 года на Игарскую протоку приводнился первый самолет, летающая лодка Дорнье-Валь «Комсеверопуть-1». Командиром экипажа был известный уже в то время летчик Б.Г. Чухновский. Этот полет и положил начало Енисейской авиалинии.
В январе-феврале 1931 года был выполнен первый зимний перелет Красноярск – Игарка – Дудинка. Уже известный в то время своей работой на Чукотке летчик Ф.Б. Фарих на самолете У-2 совершил его за две недели, без единой поломки преодолев за 35 летных часов 4392 км.
Весной 1931 года на Игарской протоке, прямо напротив выросших за два года цехов нового лесопильно-перевалочного комбината, приводнилась летающая лодка Дорнье-Валь «Комсеверопуть-2», пилотировал которую Я.С. Липп. Он привез председателя «Комсевморпути» Бориса Лаврова вместе с уполномоченным ГПУ в Игарке по Карской экспедиции М. Шороховым и корреспондентом «Известий» Максом Зингером. Состоялось знакомство с первостроителями города, куда Яну Степановичу Липпу еще многие годы предстояло летать не только летом, но и зимой, а затем открывать северные трассы в Туру, Байкит, Диксон…
В марте 1932 года Ян Степанович Липп и бортмеханик Николай Львович Кекушев на самолёте У-2, совершили зимний перелет из Красноярска в Игарку. Именно с того периода на линии Красноярск - Игарка стали уже регулярно работать грузовые и пассажирские самолеты. Первооткрывателем почти всех воздушных трасс стал летчик Ян Степанович Липп.
23 июля 1935 г. гидросамолёт летающая лодка МБР-2 Я. Липпа с бортмеханиками С.К. Фрутецким и В.И. Мищенковым впервые прибыл в Typу. На заседании президиума окрисполкома, в тот же день было принято решение о награждении летчика грамотой ударника с занесением на окружную Красную доску, пятьюстами рублями и полным набором северной одежды: бокарями, чулками, паркой, шапкой и сокуем, а также о премировании старшего бортмеханика Фрутецкого С.К. и младшего бортмеханика Мищенкова В.И. бокарями и выдаче каждому по 250 рублей.
Что значило проложить в то время воздушный маршрут в Туру, Байкит, на Диксон – современному пассажиру понять трудно. Эти линии сейчас существенно изменились. Вряд ли кто сейчас считает событием, тот факт, что нынче всего несколько часов, а не дней требуется, чтобы долететь до любого из северных населенных пунктов, но только задумайтесь: разбег был взят отважными первооткрывателями более 80-ти лет назад.
С 1935 года Игарка стала усиленно развиваться в плане выполнения авиационных перелетов. В 1936 году был сформирован гидропорт. Летом самолеты оборудовались поплавками, зимой – лыжами. На Енисейской авиалинии Яну Липпу в те годы довелось работать со многими прославленными летчиками. Их имена золотыми буквами вписаны в историю советской и российской авиации. Это Василий Молоков, Михаил Водопьянов, Григорий Чернявский, похороненный в Игарке, Сергей Клавдиевич Фрутецкий, почти всю жизнь проживший здесь, и многие другие. Ян Степанович Липп выделялся среди них особо. Высокий, стройный, в аккуратной форме летчика гражданской авиации, всегда с трубкой в зубах и говорящий с заметным прибалтийским акцентом.
Летать в качестве пилота Я.С. Липп не стал в начале 50-х годов. Какое-то время работал в диспетчерской службе гидропорта, затем, в связи с ухудшением здоровья, перешел дежурным на телефонную станцию. Но интерес к жизни не потерял, был активным членом профкома.
Награжден в 1938 году значком «Отличник аэрофлота», в 1939 – «Почетный полярник», а в 1940 за выдающиеся заслуги в освоении Севера – орденом Ленина.
Весь собранный материал о жизни и деятельности Я.С. Липпа сотрудники отдела истории музея вечной мерзлоты в доступной форме разместили на выставке. В экспозицию вошли фотографии, документы, журналы «Советская Арктика», литература о полярной авиации и прославленных полярных летчиках. Кроме того, в ходе рассказа ведущей гости выставки узнали немало интересных фактов из жизни Я.С. Липпа, взятых из воспоминаний его дочери Ларисы Ходаревой.
Выставка «Покоритель «ледовых широт» была подготовлена научным сотрудником отдела истории Ириной Валерьевной Шиновой и главным художником Галиной Сергеевной Черкасовой.
МБУ «Музей вечной мерзлоты» благодарит за информационную поддержку в подготовке выставки Бирюкова Леонида Александровича.

 

Научный сотрудник отдела истории, И. Шинова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Виртуальные туры

Регистрация