gototopgototop
   
Размер текста

К 80-летию Владимира Ивановича Бичевого

      В октябре 2014 года исполняется 80 лет со дня рождения омского художника Владимира Ивановича Бичевого. Музей предлагает посетить выставку его работ в отделе «Экспозиционно-выставочный зал» (тел. 2-30-21). Памяти великого мастера посвящены также материалы, подготовленные специально к юбилею для размещения на нашем сайте главным хранителем Д.В. Кутуевой и художником Г.С. Черкасовой.

ОДНА ИЗ ЯРКИХ И ПОЛНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ РАБОТ ЖИВОПИСИ

      Игарский музеей сформировал к юбилею известного далеко за пределами Сибири омского художника В.И. Бичевого коллекцию, в которую вошли около 40 работ мастера, созданных на Севере и, в частности, в нашем городе в 1975-1978 гг. В 2010 году приобретены такие этюды, как «Вертолетная площадка для рабочих», «Игарка. Протока», «Игарский речной порт» и одна из наиболее крупногабаритных картин, приобретенных в этом же году, портрет мальчика «Рыжик», все работы созданы в Игарке в 1975-1976 годах (масло, картон). Следующая коллекция работ поступила в конце 2011 года, в нее входят этюды, выполненные в Игарке в 1976 г. (масло картон): «Старая Игарка. 30 августа 1976 г.», «Игарская протока», «Таймыр. Июнь. Оленевод за разделкой оленьей шкуры», «Таймыр. Июнь. Цветет пушица», «Таймыр. Июнь», «Игарка. Лесозавод» и картина-портрет «Сварщик Енисейского порта». В октябре 2012 года были приобретены еще две работы: портрет девушки, учительницы начальных классов, и портрет художницы Светланы Пастуховой - игарчанки, работавшей в мастерской В.И. Бичевого. Тогда же вдовой художника музею подарена картина «На стойбище». В 2013 году в фонды музея поступила коллекция натюрмортов и этюдов об Игарке, созданных в нашем городе в 1975-76 гг. Всего 4 работы. Помимо этого была приобретена коллекция эскизов для картин, выполненных карандашом: «Суббота», «Банный день», «После рейса», «Норильск», «Таймырское лето», «Аргиш», «Подготовка к аргишу», «Удачный улов», «Завядшие цветы (одуванчики)», Эскиз к картине «Таймыр». Большая часть коллекции работ Владимира Ивановича заняла свое место в постоянной экспозиции музея в Экспозиционно-выставочном центре, остальные работы используются во временных экспозициях. Формирование коллекции стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с Надеждой Дмитриевной Бичевой. С нею игарских музейщиков познакомил художник Евгений Петрович Каунченко, лично знавший Владимира Ивановича. Он имел счастливую возможность наблюдать, как мастер творил на Таймыре, в Игарке. Долгое время Евгений Петрович пытался через городские власти Игарки и ЗАО «Ванкорнефть» приобрести полную коллекцию работ Бичевого для нашего города. К сожалению, удалось найти финансирование только на приобретение части коллекции, были выделены средства городского бюджета на закупку музейных предметов в 2010-2013 гг. для Игарского краеведческого комплекса. В течение 4-х лет игарские музейщики работали в тесном контакте с вдовой художника Н.Д. Бичевой, были отобраны работы, наиболее полно отражающие период творчества Бичевого в Игарке и даже на Таймыре. Все это время Надежда Дмитриевна скрупулезно собирала в семейном архиве материалы, касающиеся их жизни в Игарке. Помимо её воспоминаний музей располагает теперь фотографиями художника, каталогом его работ. Надежда Дмитриевна передала в дар музею также первое издание книги «Мы из Игарки», которое она бережно хранила после отъезда из нашего города. Для этой беспокойной женщины очень характерно трепетное отношение к наследию Бичевого и желание сделать его работы достоянием многих людей, сформировать коллекции, которые могут быть сохранены на долгие времена и представлены почитателям лучших образцов искусства.

Работы В.И Бичевого из фондов Игарского музея

Д.В. Кутуева, главный хранитель

МАСТЕР, ОТКРЫВАЮЩИЙ МИР В КАЖДОЙ РАБОТЕ

      В 2014 г. исполняется восемьдесят лет со дня рождения Владимира Ивановича Бичевого, художника из Омска, одного из сильнейших живописцев Сибири. Его имя связано с Игаркой, как, впрочем, и Игарка с его личной и творческой судьбой. Коллекция живописи В.И. Бичевого в Игарском музее – это и память о художнике, который работал в нашем городе с 1975 по 1978 г.г., и драгоценная частица его творчества, его души. Все эти работы: портреты, эскиз композиции, натюрморты и натурные этюды – это ещё и образцы высокой реалистической школы живописи, признанным представителем которой является художник. Мастерство, сила и чистота цвета, лиричность и непосредственность восприятия свойственны мастеру, исколесившему многие уголки России. Тема Севера для В.И. Бичевого – особенная. Здесь, в Игарке, а потом на Таймыре он открыл для себя (и для своего зрителя) новый мир, новых людей, новое ощущение жизни. Выпускник Киевского художественного института, он возвращается в Сибирь, на свою родину.

      Пейзаж становится для В.И. Бичевого вскоре «главным жанром». Именно в пейзаже ему, великолепному мастеру рисунка (его рисунок отмечали преподаватели ещё в студенческую пору), свободнее дышится, чувствуется, думается. Живопись, цвет – вот что становится главным. Маленький дорожный этюдник сопровождает его во всех поездках, работоспособность, увлечённость новым материалом поражает всех, кто встречается ему в его «странствиях». Поражает всех и сама личность художника – скромнейшего человека, мягкого и простого в общении, немногословного и… так притягивающего к себе. Из книги «Владимир Бичевой. Живопись, графика», автор статьи Л.К. Богомолова: «Начиная с 1960-х, многие художники, в том числе и омские, в поисках новых впечатлений совершали творческие поездки на Север. Владимир Бичевой открыл свой маршрут – в Заполярье. В Таймырскую тундру. Инициатором была его жена Надежда Дмитриевна. В апреле 1975-го в Игарку прилетел Владимир Иванович. Север произвёл на Бичевого огромное впечатление своей суровой природой. Вернувшись в Омск, он оформил творческую командировку, растянувшуюся более чем на два года. Здесь, в Заполярье, начнётся новый этап его творчества». В Игарке вокруг В.И. Бичевого собираются местные художники. Евгений Каунченко поделился своими воспоминаниями в журнале «Преодоление»: «Октябрь 1975 г. Познакомились в Игарке с Володей Бичевым. Удивили глаза его – их необыкновенный цвет. Сказал, что он – художник из Омска. Приехал на три года с семьёй поработать творчески. И вот – студия с Большим мастером – для желающих. Совместная работа с натурой (портрет, пейзаж, натюрморт), поездки на Север (Хатанга, фактория Жданиха, тундра, оленеводы). Володю в любом месте и в любую погоду можно видеть с маленьким этюдником, альбомом… От него и пошли профессиональные городские выставки. В это время в Игарке было немало художников после училищ, школ, институтов, да не было общей сплочённости, а выставки и совместная работа с натурой, встречи объединили всех, - и художников, и музыкантов. Для Игарки Владимир Иванович – хорошая Большая академия. Не в каждой академии найдётся художник такой силы, такого уровня. Володи не стало, но есть его работы, которые дойдут до зрителя, чтобы всегда жить и удивлять».

      Творческий путь художника не был гладким. Владимир Иванович шёл к своей мечте с детства, упорным трудом преодолевая все этапы, ступени, без которых не состоялся бы как большой мастер. Он родился 27 октября 1934 года в посёлке Ачаир Ульяновского района Омской области. Вспоминая о своём детстве, художник напишет позже: «…На образовавшемся от разлива Иртыша острове росли ивы, берёзы, сосны, даже дикие яблони, черёмуха, ежевика, смородина… берег затона весь усыпан лодками… вода в затоне тёплая, спокойная, и всюду мостики, мостики и бабы разноцветные…». Воспоминания о детстве пройдут через всю жизнь, с деревней Тургеневка, куда в 1938 г. переезжает семья, будут связаны эти лиричные и «цветные» воспоминания, которые не раз отзовутся в его работах. По словам художника, первой его «открыла» эвакуированная из блокадного Ленинграда в 1942 г. его школьная учительница, Ольга Семёновна. Так в жизни будущего мастера начинают появляться люди, направляющие его путь. Омский живописец Н.Ф. Кликушин приезжает в Тургеневку и по его совету девятилетний Володя отправляет на областную выставку две работы. Акварели юного художника были замечены Л.М. Желобовой, она приглашает мальчика заниматься в изостудии. Несколько лет по выходным Володя ездит в город, в музей изобразительных искусств, там располагалась студия А.Н. Либерова. «Прямо в зале музея. Громадные северные окна, по стенам картины, в витринах экспонаты – Фаберже, в простенках маленькие портреты… громадный рояль. Мы сидим за мольбертами…» После знакомства с художником П.С. Мухиным (членом правления Омского отделения Художественного фонда РСФСР), побывав в его мастерской, Владимир окончательно определяется в выборе профессии. Направляет запросы в художественные училища Киева, Ленинграда, Саратова, Ужгорода. В 1954 г. Владимир получает вызов из Киевского училища прикладного искусства. «Письмо привезли прямо на полевой стан, где на сенокосе находился весь деревенский люд. Не сказав ничего отцу, противившемуся увлечению сына, с деревянным чемоданом в руках он отправился в путь. Накопленных денег хватило только до Харькова. Получив из дома недостающую сумму, он с опозданием прибыл на вступительные экзамены, которые, однако, сдал успешно» (Л.К. Богомолова, «Владимир Бичевой. Живопись, графика»). Послевоенный Киев нуждается в художниках прикладного искусства. Бичевой учится на отделении монументально- прикладного искусства у А.В. Казанцева, ученика легендарного И.С. Горюшкина – Сорокопудова. Учитель рисунка - Е.Н. Святский (ученик знаменитый школы П.П. Чистякова). Первая студенческая персональная выставка. Первый успех в области рисунка. 1959 г. С прекрасной подготовкой В.Бичевой поступает на живописный факультет Киевского художественного института. «Мы рисовали, писали фрески, составляли мозаику, а на живопись, казалось, и времени не остаётся. Зато везло с преподавателями». Живопись вёл профессор В.И. Забашта. Он очень скоро выделил Владимира как тонкого живописца, чуткого в передаче настроения.

      Работа, бесконечные выезды на пленер, накопление опыта и мастерства: Киево-Печерская лавра, Канев, Умань, Петрозаводск, Тайшет. Поиски темы для дипломной работы.

      1964 г. Закончена учёба в институте (дипломная работа «Агроном» - тема Тургеневки, малой Родины берёт своё), художнику – тридцать. Отказавшись от направления в Белую Церковь, он едет в Омск.

      «Становление Бичевого как художника пришлось на вторую половину 60-х, когда в изобразительном искусстве, литературе, музыке продолжались поиски новых форм выразительного и изобразительного языка. Однако основу его творческого кредо составили, как отмечает Л.К.Богомолова, реалистические живописные традиции.

      1964 г. Работа в художественно – производственных мастерских Омского отделения ХФ РСФСР. 1965 г. Творческая поездка на Урал. 1966 г. Тверская область, Вышний Волочёк. «Академическая дача»» (руководитель В.Ф. Токарев). Богатство впечатлений расширяет тематический диапазон художника. В 1969 г. участвует в 3-ей зональной выставке «Сибирь социалистическая», в г. Красноярске. В 1970 г. вступает в Омскую организацию Союза художников РСФСР. 1971 г. Выставка омских художников на Алтае. Работа на Академической даче (Карелия). Участие в республиканской выставке в Москве («Портрет старушки», «Сельские будни»). 1972 г. Вторая творческая поездка в Карелию. 1973 г. Творческие поездки в Хакасию, Казахстан, Горьковскую область. Участие в двух областных выставках, посвящённых 40-летию Омской организации Союза художников и художественно-производственных мастерских Омского отделения ХФ РСФСР, 50-летию образования СССР. 1974 г. Работа над циклом «Когда была война». Участие в областной выставке «Художники – целине». Областная выставка «Человек и труд». 1975 г. Передвижная выставка омских художников («Ленин и Крупская с детьми», «Подружки», «Портрет девушки»). Областная выставка, посвящённая 30-летию Победы над фашистской Германией («Портрет участников Отечественной войны отца и сына Грибановых»). Международная выставка омских художников в Будапеште («Портрет старушки»). 1975 – 1977 г.г. Творческая командировка на Север. Игарка, Хатанга, Норильск, Таймыр: Дудинка, Алыкель, Жданиха, Талнах. Мурманская область (Снежногорск). 1978 г. Поездка в Пермский край. Выставка в музее г. Тара («Портрет механизатора»). Участие в областгной выставке, посвящённой 60 – летию Ленинского комсомола («Портрет долганина», «В чуме»). 1979 г. Творческие поездки по Омской области. Томская область. Дом творчества томского союза художников, Дом творчества «Академическая дача». Участвует в передвижной выставке омских художников, посвящённой 25-летию освоения целинных и залежных земель. Областная выставка, посвящённая 60-летию освобождения Омска от колчаковщины. 1980 г. Областная осенняя выставка этюда и рисунка, г. Барнаул. «Пятая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая», г. Искитим, филиал Новосибирского областного краеведческого музея. Выставка произведений омских художников. 1981 г. Выставка омских художников. Представил 59 живописных работ. Конкурсная выставка, посвящённая ХХVI съезду КПСС. Академическая дача. Поездка на Алтай. 1982 г. Выставка омских художников. Поездка на Алтай. 1983 г. Юбилейная выставка «Омская зона». Дом творчества «Горячий ключ». Выставка «Нива Алтая» (Барнаул), выставка в Москве («Портрет доярки Суваловой»). 1984 г. Областные выставки: «Хлеб Омской земли», «Омск и омичи», выставки в Москве и Ленинграде. 1985 г. Выставка «Омичи в боях и труде». Художественно-графический факультет ОГПИ им. А.М. Горького – выставка этюдов «По Северу» (125 работ). 1986 г. Областная выставка «Слава труду» («Портрет доярки»). Поездка на творческую дачу «Байкал». Областная выставка «Художник и город». 1987 г. Персональная выставка в Доме художника (48 живописных работ). Дом творчества «Академическая дача». 1991 г. Творческие поездки на Академическую дачу. 1997 г. Персональная выставка в Доме художника. 1998 г. Персональная выставка «Откровенная» в галерее «Мир живописи» (40 работ). 2000 г. Всероссийская выставка «Имени твоему» к 200-летию Рождества Христова в Москве. Выставка «Цветы – фронтовикам» в ГОХМ «Либеров- Центр». 2001 г. Персональная выставка в Арт-салоне «Перспектива». 2002 г. Творческая поздка в Тюменскую область. 2004 г. Выставка В. Бичевого и Г. Пилипенко в Доме художника. 2006 г. Выставка «Приношение Врубелю» в Доме художника («Лилии. Натюрморт»). 2007 г. Скончался 19 апреля.

      Живопись В.И. Бичевого будет всегда востребована. Ведь она дарит и будет дарить людям то, что делает человека Человеком - целый спектр глубоких, чистых эмоций, цветовую палитру тонких, разнообразных чувств и настроений - в работах любого жанра. Его живопись обогащает, питает душу, как свежий воздух. Вдова В.И. Бичевого, Надежда Дмитриевна, остаётся и сейчас подвижником, пропагандистом творческого наследия художника. Несколько лет она ведёт переписку с Игарским музеем. Благодаря ей музей имеет ценнейшую коллекцию живописи мастера. Небольшая выставка работ В.И. Бичевого является постоянной в экспозиции отдела ЭВЦ. Кроме портретов игарчан, очень ценны этюды, с их живым впечатлением Игарки 70-х, они несут в себе настроение, дух деревянной Игарки, с её улочками, окраинами, рабочим шумом протоки с катерами и кранами на воде… Этюды, привезённые с Севера, не раз выставлялись художником как самодостаточные работы. Они – как мозаика впечатлений, новых и ярких. Декоративность взгляда, подхода к теме Севера отмечает искусствовед Г.С. Лубышев (газета «День за днём»): «Навыки и опыт работы в области монументально-прикладной живописи, полученные в Киевском училище, к сожалению, не получили своего продолжения. С Володей мы об этом не говорили, но я чувствовал, что к росписям на высоком художественном уровне он был готов, особенно после поездок на Север, откуда привозил обильный этюдный материал. В этой связи я ещё и ещё раз просматривал его этюды, альбомчики с рисунками, эскизами и записями. И неожиданно обнаружил, что среди них есть нехарактерные для художника-станковиста этюды с плоскостной двухмерной композицией. В них он будто приблизился к земле, наклонился, чтобы разглядеть цветы, травы, плоды, листья. Всё это, нанесённое пастозным мазком с открытым чистым цветом, будто вплетено в плоскость раскинутого декоративного ковра». « … 1977 г. Общая работа над малыми архитектурными формами…. Жаль, что все это осталось во многих десятках эскизах, набросках, да и те на сегодня утеряны. Идея В. Бичевого поработать с местным галечником в «римской мозаике» также не услышана. Он поражен был цветовой палитрой галечника» (Е.Каунченко). Мозаика из местного галечника всё-таки появилась в Игарке. Мечта В.И. Бичевого осуществилась. Пусть уже после ухода художника. Так же, как осуществилась мечта видеть работы мастера вживую здесь, в городе, которому он отдал почти три года. За это время, благодаря В. Бичевому, изменилась и Игарка. Она навсегда осталась в его живописных работах. Изменились и те, кто общался с художником, работавшие в его «студии» в старом деревянном доме по ул. Коммунальная (и дома этого уже нет, как нет той деревянной Игарки). Притяжение этого человека ощутимо до сих пор. Работа с Мастером дала толчок всем, кто писал с ним натюрморты, портреты, кто просто приходил посмотреть, как он работает. Бичевой сформировал как живописец и подход к работе с цветом (чистая цветовая палитра), и подход к самой натуре (бережное отношение, внимание к деталям) у художников, работавших тогда в его студии (Л.Казанская, Е. Каунченко, В. Сычёв, А.Лохматов, Г.Журавлёв, С. Пахтусова). По сей день для всех он – человек, без которого сейчас уже невозможно думать об Игарке и о себе… без него. В 1976 г. в Клубе моряков открылась большая выставка (В.Бичевой и художники, работавшие тогда в Игарке: В. Сычёв (Владивосток), М. Козуб (Игарка), Е. Каунченко (Дивногорск), Г. Журавлёв (Красноярск). Она стала неожиданным откровением для игарчан. Все работы горячо обсуждались; удивление, радость, столкновение с невиданным… для игарчан это было событием, праздником. Север открылся с неожиданной стороны: яркий, мощный, многоцветный. В те годы эта была первая для города выставка профессиональных художников. Разные взгляды, разная трактовка привычных, казалось бы вещей… Работы В.И. Бичевого стали центром всеобщего внимания и обсуждения. Взгляд на «картину» в её обывательском представлении и понимании вынужден был под напором мощного откровенного цвета, смелого мастерства потерпеть встряску, шок. Выставка «раскрыла глаза». На мир. На жизнь. На человека. Такие выставки – редкость. Когда зрители участвуют, горячо обсуждают, когда «картина» волнует. Известный советский художник и педагог Владимир Фаворский писал о том, что именно тогда, когда зритель трудится понять мировосприятие художника, принимает его, он становится богаче, расширяя собственный спектр ощущений и представлений о мире. В. И. Бичевой, его жена, Надежда Дмитриевна, - их семья сплотили вокруг себя художников, а характер, личные качества В.И. Бичевого как человека «настроили» на многие годы атмосферу «профессионального цеха» города, где поддержка, взаимовыручка стали естественной меркой, нормой, правилом.

     В историю маленькой заполярной Игарки вплетены не только имена отважных первопроходцев, моряков, геологов, полярных лётчиков, учёных… Виктор Астафьев, Иван Леонидов – имена, не требующие пояснений. В 60-е, 70-е годы – Александр Городницкий - романтика Севера привлекала в Игарку массу интереснейших людей. Творческие поездки специальными рейсами на теплоходах совершали художники со всех концов Союза. Игарка притягивала. Имя В.И. Бичевого в этой ценной коллекции – одно из самых ярких. Работы Мастера в музее Игарки – большая удача для нашего города, удалённого за тысячи километров от «культурных столиц». Хочется верить - у его живописных полотен всегда будет свой зритель. Не пассивный посетитель, а тот, кто желает научиться чувствовать красоту – глазами художника, открывающего мир в каждой своей работой - как впервые.

Использованная литература:
«Владимир Бичевой. Живопись. Графика», Омск, 2012 г. Статья Л.К. Богомоловой, искусствоведа, члена Союза художников Р.Ф., каталог работ и хроника жизни и творчества, составленные с участием Е.В. Ярцевой. Статья искусствоведа Г.С. Лубышева из газеты «День за днём», Омск (из семейного архива Бичевых). Статья художника Е.П. Каунченко (литературно – художественный журнал «Преодоление», Омск, 2009 г.).

Г.С. Черкасова, главный художник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Навигация сайта

Виртуальные туры

Семейство Лансере-Бенуа

Регистрация