gototopgototop
   
Размер текста

Ночь искусств

"Город, в котором светло"

  Такое название получила новая выставка, специально подготовленная к общероссийкому мероприятию «Ночь искусств» в рамках празднования Дня народного единства. Посетители впервые увидели коллекцию картин игарской художницы Г.С. Черкасовой, хранящихся в фондах музея четыре года. Эти 20 оригинальных работ, выполненных в разной технике (акварель, смешанная техника, тушь, гризайль, монотипия) соседствовали с книгами из музейного фонда, в которых Г.С. Черкасова выступает в качестве книжного графика.

  Лейтмотивом выставки стала слегка перефразированная строка известной песни Э. Пьехи «Город детства». Собственно, и «мотивом» в прямом смысле тоже – эта песня, вместе с другими популярными советскими песнями 60-80-х гг., звучала на протяжении всей «Ночи искусств». Городские и природные пейзажи, сюжетные композиции, где главными персонажами выступают, в основном, дети и подростки, живописуют местный колорит 80-90-х гг., но он легко узнаваем и памятен также и для поколения игарчан 60-70-х. Праздник народного единства немыслим без чувства «малой родины», ибо без малого нет и большого, нет общей истории.

  Кроме обычного осмотра выставки посетителям предлагалось участие в нескольких конкурсах. Нужно было придумать свои названия увиденным картинам, назвать технику исполнения представленных работ. Шансы участников повышались в случае приблизительного или полного совпадения придуманного названия картины и авторского. Участники проходили по «улице Счастья», состоящей из выставки детских работ Дома ремёсел, получали задания в «Школьном тупике» в окружении живописных полотен Игарки 1959-1980 гг. художников-красноярцев Степана и Алевтины Орловых, а «озадаченные», прогуливались с экскурсиями по «бульвару Игарскому», где осматривали выставку, вникали, спорили, придумывали. Посетители стали не только экскурсантами, но и своего рода экскурсоводами.

  Главное для экскурсанта – узнавание в живописных работах родных, знакомых мест (городских и пейзажных), ситуаций, явлений, типажей, характеров и т.п.; главное для экскурсовода – стремление ощутить, понять, осознать то, что именно и каким образом хотел выразить автор картины (какими средствами, в какой форме, манере, какими цветами и красками и т.д.), почему он сделал именно так, каков эффект для наблюдателя. Именно это и помогает раскрытию персональных творческих способностей. Происходит проникновение через произведение искусства, через творчество другого человека в кладовые собственной, сокровенной и неповторимой, памяти, в собственное мироощущение, приходит осознание собственного воображения составной частью общности, осознание духовного единства и родства с окружающими людьми и окружающей природой. Также ценна параллельная немаловажная составляющая – приобщение людей к навыкам и принципам коллекционирования, к пониманию смысла и значения музейной деятельности.

  Сложным творческим заданием для участников «Ночи» стало «музейное описание» понравившихся картин – в нескольких предложениях отразить основное содержание, манеру автора, впечатление, эффект. Соревнование было открытым и прозрачным: по окончании отведённого на конкурс времени участники вслух зачитывали свои опусы, а жюри сравнивало описания с профессиональными музейными. Этот перекрёстный вербальный обмен результатами помогал самим участникам реально оценивать свои шансы, а жюри в ходе прослушивания тут же давало необходимые комментарии, замечания или пояснения, что помогало участникам понять нюансы произведений живописи и графики и составленных по ним описаний. Роль «музейщика» заставила участников проявить активность и изобретательность: команды предлагали от 2-х до 14 описаний картин, прозвучали как командные варианты, так и индивидуальные.

  В «Ночи искусств» и её конкурсах приняли участие 94 человека: 3 команды старшеклассников (школа им. В.П. Астафьева) и группа студентов многопрофильного техникума с руководителями, 2 группы воспитателей из детских садов «Кристаллик» и «Сказка», команда ДЮСШ, группа родителей первоклассников, команда музейщиков, представители детской школы искусств и других организаций.

  В помощь соревнующимся для большего проникновения в игарские реалии, отражённые художницей, вокруг основной экспозиции была развёрнута ещё одна – предметная. В 8-ми витринах разместились почти 100 экспонатов, они своим «историческим» языком рассказывали о жизни юных и взрослых игарчан в 60-90-е годы прошлого столетия. Это документы, фотографии, ученические принадлежности и учебники, пионерская, комсомольская и молодёжная атрибутика, значки, открытки, бытовые предметы, коньки, санки, детские игрушки, фото-и киноаппаратура и др.

  В перерывах между конкурсами посетители с интересом ходили по 5-ти залам экспозиционно-выставочного центра, где проходило мероприятие, осматривали экспозиции отделов истории и искусствоведения, фотографировали понравившиеся фрагменты, участников, себя на фоне музейных экспонатов.

  Во время экскурсий и выполнения заданий участникам сопутствовала и музыкальная экскурсия – своеобразное «путешествие во времени», в том времени, о котором с ними разговаривала живопись: звучали песни 60-х-80-х гг. в исполнении Э. Пьехи, О. Анофриева, А. Городницкого, М. Пахоменко, Э. Хиля, М. Кристалинской, И. Кобзона, детского хора Всесоюзного радио СССР, М. Трошина, Т. Миансаровой, В. Ободзинского, А. Ведищевой, В. Толкуновой, ансамблей «Дружба», «Аккорд», «Поющие гитары», «Весёлые ребята», «Песняры» и мн. др.

  По завершении экскурсии-конкурса все участники получили дипломы, а наиболее успешным вручены подарки и призы.

  Стоит отметить, что «Ночь искусств» началась необычно и не по плану, а виновницей этого стала команда-участник детсада «Кристаллик». Дело в том, что педагоги этого учреждения стали победителями во Всероссийском конкурсе национальной премии «Элита Российского образования» по теме «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании». Их проект «Музею в каждой группе быть», направленный на создание окружающей среды по принципам музейной педагогики, отмечен в числе лучших. Все пять педагогов-проектировщиков получили дипломы лауреатов и золотые медали преподобного Сергия Радонежского. Директор музея А.А. Галеева в торжественной обстановке провела награждение, причём по интересному совпадению в экспозиции музейного зала оказалась резная икона Сергия Радонежского, поступившая в фонды от местного художника С. Шкреда 15 лет назад. С нею победители конкурса и сфотографировались.

Фото: Дарья Кутуева, Елена Найдина.

Зав. отделом ЭВЦ А.Тощев

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Навигация сайта

Виртуальные туры

Семейство Лансере-Бенуа

Регистрация