gototopgototop
   
Размер текста

Окрыленная Игарка

7 февраля в отделе ЭВЦ открылась выставка, посвященная истории игарской авиации. Она приурочена к профессиональному празднику авиаторов - Дню аэрофлота, который несколько лет назад получил статус дня гражданской авиации. 9 февраля этой структуре исполнилось 90 лет, а 80 лет назад создано Управление гражданской авиации. Сотрудники музея в течение многих лет комплектовали коллекцию предметов по этой теме, собирали материалы. В этом им помогали игарчане, связанные непосредственно с авиацией: Галина Сергеевна Сухова, Леонид Александрович Бирюков, Сергей Иванович Стеценко, Андрей Михайлович Чернов. Выставка имеет несколько разделов – от истоков полярной авиации до периодов интенсивного освоения северных территорий. На ней представлены редкие документы, фотографии, приборы, фрагменты авиационной техники.

Возникновение и развитие полярной авиации - тема, волнующая многих людей. У игарчан к ней отношение особое. Мы живем в городе, который в двадцатые годы прошлого века можно было без преувеличения назвать единственной воздушной гаванью для базирования авиагрупп созданного управления полярной авиации Главсевморпути. Именно тогда с Енисейской авиалинии, которая прошла над Енисейским меридианом от Красноярска к Игарке и далее к Северному Ледовитому океану, началась полярная авиация.

Открывал Енисейскую авиалинию Борис Григорьевич Чухновский. Он первый начал не только настойчиво говорить об использовании авиации в Арктике, но и стал совершать такие полеты, участвуя в работах Северной гидрографической экспедиции в 1924 и 1925 годах. Чухновский был убежден, что «нужды Севера в авиационном обслуживании могут быть обеспечены только самолетами автономного базирования, способными садиться и взлетать в морских заливах и устьях рек, где нет населенных пунктов».

Авиабаз на берегах арктических морей не было. А базировать самолеты на морских судах было делом чрезвычайно трудным. В этом убедились в навигацию 1929 года, когда Чухновский проводил ледовую разведку с ледокола «Красин», который вел 26 иностранных судов к устью Оби и Енисея. Кроме того, для выполнения полного объема работ Карских экспедиций необходимо было иметь свой самолет. В этом же 1929 году на Игарской протоке впервые приводнилась летающая лодка немецкой фирмы «Дорнье-Валь». В состав экипажа вошли кроме Чухновского, второй пилот Г. А. Страубе, летнаб и штурман-радист А. Д. Алексеев, борт-механик А. С. Шелагин.

Полет Чухновского из Игарки в Красноярск 1929 года можно считать открытием Енисейской авиалинии.

В 1931 году в Игарку прибыл опытный пилот, первооткрыватель многих авиатрасс Красноярья, Ян Степанович Липп на самолете «Комсевморпуть-2». Он привез председателя управления Комсевморпути Б. В. Лаврова.

В 1932 году начальником Главсевморпути был назначен известный советский ученый Отто Юльевич Шмидт. Под руководством Б. Г. Чухновского выполнил первые рейсы на Игарку и Дудинку Василий Сергеевич Молоков. Позже он так вспоминал об этих полетах: «Останавливались мы почти на каждой базе. А база в то время представляла собой бревенчатый дом, около которого сложены бочки с бензином и авиационным маслом. Рядом избушка радиостанции, магазин фактории, а кругом – глухая тайга... Все население базы встречало и провожало самолеты. Работники базы помогали заправить самолет горючим, разогреть и завести мотор, а делалось это так: за лопасть пропеллера зацепляли резиновый жгут, натягивали его из всех сил, это было небезопасно. Когда пропеллер начинал вращаться, жгут соскакивал с лопасти и со свистом летел прямо на наших помощников. Но они научились вовремя отскакивать в сторону. Такова была техника в то время... Условия полетов на первых самолетах были очень тяжелые: кабины для экипажа были открытые, только впереди – козырек из целлулоида. Приборов на самолете было ничтожно мало: показатель скорости – трубка Пито, показатель высоты – альтиметр, да компас. Связь с землей полностью отсутствовала. Тем не менее, полеты продолжались и даже ставились своеобразные рекорды». Несмотря на все трудности, открылась постоянная грузопассажирская линия Красноярск – Игарка – Дудинка. Летом был совершен первый беспосадочный полет до Игарки на самолете «Дорнье-Валь».

В этом же году отважные летчики Ян Липп и Николай Кекушев совершили первый зимний перелет из Красноярска в Игарку. Мотористом в этом экипаже был в то время никому не известный Сергей Фрутецкий. Легендарная личность, оставившая яркий след не только в истории Игарского авиапредприятия, но и в истории Полярной авиации и авиации Красноярского края. Он открывал Игарку и с воды и с воздуха. Еще в 1927 году был кочегаром на пароходе «Тобол», с которого делали первые промеры в глубоководной Игарской протоке. Фрутецкий почти всю свою жизнь неразрывно связал с авиацией и с нашим городом. Участник многих исторических событий, таких как высадка на Северный полюс папанинцев, спасение людей с ледокола «Седов», многочисленных перелетов по Енисейской авиалинии, жизненно необходимых в целях быстрой доставки людей и различных грузов. Полярная закалка здорово пригодилась Сергею Фрутецкому во время войны. Он служил сначала в гвардейском торпедно-минном авиаполку Балтийского флота, а потом в транспортной авиации. Летал и после войны, побывал и на Южном полюсе и только в 1966 году расстался с летной работой.
В 1933 году полярный летчик В.С. Молоков установил рекорд, пролетев трассу Красноярск – Игарка за 8 часов 45 минут

1935 год считается началом Игарки авиационной. Сюда прибыл первый базовый самолет Р-5 под управлением известного летчика Григория Максимовича Чернявского. В следующем 1936 году начал работать Игарский аэрогидропорт. «Гидропорт» - это комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий взлеты, посадки, руление, стоянку, техническое и коммерческое обслуживание». В 70-е годы гидропорт в Игарке будет оборудован дальней радиосвязью с самолетами, буксировочными катерами со средствами запуска самолетных двигателей, якорными стоянками, метеоконсультациями по громкоговорящей связи. А пока, до оборудования гидропорта, самолеты, прилетающие в Игарку, садятся на Енисее. Поскольку не было радиосвязи с землей, постоянного метеообслуживания, самолеты часто попадали в тяжелые метеорологические условия – снегопады, туманы, наледи - терпели аварии и катастрофы.

2 апреля 1936 года из Дудинки на мыс Нордвик вылетела группа самолетов Р-5, пилотируемая летчиками: Купчиным, Поповым и Чернявским. На самолете Г. М. Чернявского находились бортмеханик Д. И. Багряшов и два инженера Нордвикстроя – И. К. Федотов и П. А. Кабанов. Попав в снежный заряд, самолет Чернявского перешел в штопор и рухнул на землю. Командир корабля и инженер Федотов скончались на месте крушении. Тяжело раненых механика и инженера Кабанова увезли в Дудинскую больницу. Кабанов П.А. стал инвалидом, но продолжал работать и жить в Ленинграде, а Багряшов поправился и продолжал летать. Погибших похоронили в Игарке. В то время начальником Красноярского политотдела Главсевморпути фактически руководителем нашего города была Валентина Петровна Остроумова. Она приняла решение о захоронении первопроходцев северных воздушных трасс на площади у стен городского совета и городского комитета ВКП(б) и установлении на могиле памятника погибшим. В.П.Остроумова после Великой Октябрьской Социалистической революции работала секретарем во ВЦИКе, затем в ЦК РСДРП(б), стенографировала выступления В.И.Ленина, поэтому в ней всегда оставался столичный и кремлевский дух. В тридцатые годы в Москве началось новое веяние - крупных политических деятелей хоронить у кремлевской стены. И в Игарке по указу Остроумовой летчики были похоронены на городской площади. С течением времени в нашем городе появилась улица, названная именем Г. М. Чернявского.

в 1937 году была создана авиагидробаза, где базировались известные, впоследствии замечательные полярные летчики. Эти имена, наверное, знает каждый: М. С. Бабушкин, Б. Г. Чухновский, Я. С. Липп, М. И. Козлов, В. А. Галышев, В. С. Молоков, И. П. Мазурук, А. Д. Алексеев, И. И. Черевичный.

Великая Отечественная война перечеркнула все мирные планы Советского народа, в том числе и игарских авиаторов. Ушли на фронт из авиапредприятия свыше 40 человек: пилоты, руководители авиапредприятия, работники наземных служб. Среди первых ушли Г. Е. Купчин, С. К. Фрутецкий, С. И. Герега, И. В. Баюшкин, Григорий Червоноокий, Ростислав Сухоцкий, Леонид Брайлян, Зинаида Юнкерова (пропала без вести в августе 1941-го, выполняя снабженческий рейс на старенькой «шаврушке» - Ша-2 – к окруженной на Кольском полуострове группе наших бойцов). Встретили свой последний мирный день в Игарке известные полярные летчики Иван Черевичный и Михаил Водопьянов, проводившие ледовую разведку в морях Ледовитого океана и базировавшиеся в то лето «на плесе Большого Енисея, близ полярного города Игарки». Водопьянов хорошо запомнил этот день, в своей книге «Друзья в небе» он так описал его:

«21 июня мой экипаж в составе 2-го пилота Энделя Пусепа, штурмана Александра Штепенко, радиста Василия Богданова вылетел на ледовую разведку, попутно сбрасывая зимовщикам на полярных станциях почту. возвращались в Игарку после непрерывного двадцатипятичасового полета гордые: побили рекорд Черевичного по длительности полета... В Игарке нас никто не встречал, в гостинице аэрофлота, битком набитой, на наш приход никто не обратил внимания... Но через несколько минут, услышав о нападении фашистов на нашу Родину, мы и сами забыли о рекордном рейсе... Ледовая разведка окончена. Полетим защищать Родину».

В грозные дни Отечественной войны летно-подъемный состав полярной авиации заслужил неувядаемую славу своим участием в боевых операциях и в выполнении специальных задач, имеющих важное оборонное значение. В нашем музее хранятся личные дела некоторых ветеранов войны, которые вернувшись с фронта, многие годы своей жизни отдали работе в Игарском авиапредприятии. Они были переданы бывшим работником Игарского авиапредприятия.
Летчики полярной авиации сыграли немаловажную роль в создании АЛСИБа – воздушного моста Аляска-Сибирь – по которому перегоняли американские боевые самолеты. Начальником АЛСИБа и командиром 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии был заслуженный полярный летчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Илья Павлович Мазурук. Для того, чтобы воздушная трасса АЛСИБ работала бесперебойно, в годы войны было построено 28 сухопутных авиапортов в Сибири, в том числе и Игарке.

В 1944 году на заседании исполкома горсовета было принято решение о строительстве сухопутного аэродрома. Несмотря на строгое предписание и решение исполкома о сдаче в эксплуатацию аэродрома, последний был задействован только в 1946 году. Легкие сухопутные самолеты, «переобутые» зимой на лыжи, а летом на поплавки, продолжали садиться на протоку до середины 80-х годов.

В послевоенные и последующие годы в результате многочисленных реорганизаций Игарская авиагруппа становится сначала Хатангским авиаотрядом управления полярной авиации, затем образовался 251-й объединенный авиаотряд, первым командиром которого стал Петр Иванович Козлов – аэрофлотовец, один из лучших вертолетчиков, внедривший вертолет Ми-4 на Крайнем Севере, впоследствии погибший в авиакатастрофе.

в 1963 году 251-й авиаотряд был преобразован в Норильский объединенный авиаотряд. Аэропорт Игарка стал его структурным подразделением вплоть до 1975 года.

В начале семидесятых годов начинается реконструкция Игарского аэродрома, отсыпка и удлинение, расширение мест стоянок воздушных судов и, самое главное, укладка бетонных плит на взлетно-посадочную полосу. Большинство этих работ были выполнены под руководством и личном участии Флавиана Васильевича Попова.

Эти же годы стали для авиационной Игарки этапами бурного роста: в 1973 году наши летчики В. Н. Смирнов, И. И. Кутняков, Ю. А. Лазарев, А. П. Кузьмин на самолетах Ли-2 впервые начали выполнять ледовую авиаразведку, сброс почты на острова Северного Ледовитого океана. В 1975 году Игарский объединенный отряд получает вертолеты Ми-8 и самолеты Ил-14, осваивает новые виды работ и районы полетов.

В мае 1977 года С. К. Фрутецкий получил в Игарке приглашение на встречу в ЦК ВЛКСМ с участниками советских научно-исследовательских станций «Северный полюс», посвященную 40-летию со дня начала работы первой в мире дрейфующей станции СП-1. Пригласительный билет подписали И. Д. Папанин, Е. К. Федоров, М. В. Водопьянов, В. С. Молоков, И. П. Мазурук, М. И. Шевелев. После того, как Фрутецкий перестал летать, он еще долгое время работал сменным инженером в АТБ, потом авиатехником. Внес много ценного в методы технического обслуживания и эксплуатации самолетов в Арктике, воспитал многих специалистов. Без преувеличения про него можно сказать – счастливый человек. Почти вся история нашей авиации прошла на его глазах и при его участии.

В 1978 году аэропорт Игарка официально становится запасным для таких типов самолетов как Ту-154, Ил-18, Ил-76, Ан-12. Начинают выполняться прямые рейсы Игарка – Москва сначала на самолете Ил-18, затем на Ту-154.

В августе 1977 года игарские летчики на самолетах Ил-14 провели ледовую разведку для атомного ледокола «Арктика», впервые достигшего Северного полюса. За проявленное мастерство, мужество и отвагу 23 работника Игарского отряда были награждены правительственными наградами.

В начале восьмидесятых годов в Игарке начинается эксплуатация самолетов Ан-26. Игарские авиаторы в полном объеме обеспечивали ледовую разведку в западном секторе Арктики, участвовали в высокоширотных экспедициях «Северный полюс», обслуживали гидростроителей Курейки, геологические экспедиции, обеспечивали рыбаков Диксонского и Игарского рыбозаводов, выполняли пассажирские рейсы в Норильск, Светлогорск, Курейку, Снежногорск.

70-80-е годы отмечены большим строительством в авиапредприятии: расширялась и удлинялась взлетно-посадочная полоса, оснащались современными системами навигации, было возведено здание длительного ожидания с гостиницей и столовой, котельная, водозабор, жилье в городе и на острове. Руководителями Игарского авиапредприятия в эти годы были А. С. Мартынов, В. К. Сергейкин, В. М. Копытов. С декабря 1995 года – В. В. Чистов.

Многие трудности пришлось пережить коллективу Игарского авиапредприятия в лихие 90-е годы, но эти люди с честью преодолели их. В настоящее время в нашем городе функционирует новый аэропорт, произведена реконструкция взлетно-посадочной полосы. Там, как и в былые годы, трудятся люди, влюбленные в свою профессию, сохраняя для последующих поколений славные традиции игарских авиаторов.

И.В. Шинова, научный сотрудник отдела истории
7 февраля 2013 г.

Комментарии:  

#9 Ольга Якушкина » 15.04.2014 22:39

Здравствуйте! Мои дедушка и бабушка работали в авиаотряде города Игарка. Их имена: Овчинниковы Александр Иванович и Таисия Степановна. Дедушка без вести пропал на полях Великой Отечественной войны, а бабушка работала до самой пенсии. Прошу Вас ответьте мне, пожалуйста, если что-нибудь известно о их жизни.
0 +−

Ольга Якушкина

#8 Кутняхова Вера » 08.03.2014 15:50

Добрый день! Очень ждали открытия этой экспозиции, но прочитав было немного не приятно. от неправильно написанной фамилии нашего любимого папы Кутняхова Ивана Иваныча. Если это возможно, то исправьте пожалуйста.
0 +−

Кутняхова Вера

#7 Анжелика » 06.02.2014 03:07

Здравствуйте, ЛЕОНИД! Не знаю как с Вами связаться. Мой электронный адрес буду ждать. Анжелика Фрутецкая
0 +−

Анжелика

#6 Евгения » 06.02.2014 00:18

Добрый вечер, Леонид))) с вами не может связаться Анжелика Фрутецкая. Запишите её электронный адрес или сообщите ей свой. Она ждёт)))
0 +−

Евгения

#5 Анжелика » 05.02.2014 23:27

Леонид мой электронный адрес
0 +−

Анжелика

#4 Анжелика » 05.02.2014 23:14

Леонид как с Вами связаться?
0 +−

Анжелика

#3 Бирюков Леонид » 31.01.2014 07:07

Анжелика! Срочно свяжитесь со мной по Ем. Работал с Фрутецким в Игарке. Есть фото. Есть и к Вам вопросы. Срочно. Уже отдал в редакцию материал о Фрутецком. Возможно, возникнут правки.
+3 +−

Бирюков Леонид

#2 Бирюков Леонид » 30.01.2014 20:24

Анжелику Фрутецкую прошу срочно выйти на связь. Когда-то я работал с С.К. Фрутецким.
0 +−

Бирюков Леонид

#1 фрутецкая анжелика » 17.09.2013 03:39

Фрутецкий Сергей Клавдиевич отец моего мужа. Муж умер в 1999 году. Мы встретились в 1985 году. О Сергее Клавдиевиче слышала но никогда его не видела. Хотелось бы больше узнать о нём увидеть его фотографии
+2 +−

фрутецкая анжелика

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Навигация сайта

Виртуальные туры

Семейство Лансере-Бенуа

Регистрация