gototopgototop
   
Размер текста

«Свет во тьме полярной ночи»

night  «Свет во тьме полярной ночи» - так называется выставка, посвященная истории Заполярного театра им. народной артистки СССР В.Н. Пашенной в г. Игарке. В год культуры решено было посвятить одну из выставок этой забытой странице истории одной из важных культурных традиций Игарки. На её презентации речь шла в большей степени о людях культуры – тех, кто несет её свет, делает окружающих образованнее, душевнее, кто наполняет жизнь людей смыслом. При этом речь шла не только об актерах профессионального театра, но и самодеятельных артистах. Необычна сама история создания Заполярного театра. По сути это был в 1935 г. передвижной театр, который создало Главное управление Северного морского пути. Его главной задачей было ставить постановки для северян, осваивающих дальние просторы Советского Союза, строящих новые поселки и города на реках Енисей и Лена. Уже в 1935 г. актеры московских театров, входивших в Заполярный театр, побывали в Красноярске, Игарке, Дудинке, Усть-Порту и на о. Диксон. Было дано 67 постановок. В 1936 г. ГУСМП обратилось в Большой и Малый театр с просьбой организовать гастроли этих театров. Актерские коллективы охотно откликнулись на этот призыв. Поражает энтузиазм и самоотверженность актеров, ведь им предстоял дальний путь. Это был нелегкий путь – сначала на поезде, затем на пароходах, приходилось делать перелеты на самолетах, ехать на машинах и даже тракторах.

night Краткая кинохроника 1936 г. запечатлела очень важный момент проводов актеров Большого театра. Летчики Молоков и Фарих лично провожали труппу с Северного вокзала Москвы. Так же торжественно отправляли в Красноярск и актеров Малого театра под руководством В.Н. Пашенной. Воспоминания об этом можно почерпнуть только из книги «Театры в Арктике», выпущенной в 1937 г. В ней 3 очерка. Один из них «Два театральных рейса» послужил поводом для создания художником музея Галиной Сергеевной Черкасовой серии рисунков. В книге рассказывается о том, что уже в поезде Вера Николаевна Пашенная и Николай Федосеевич Костромской, старейший работник Малого театра, репетировали Островского «На бойком месте». Через 4 дня в Красноярске труппа ставила спектакли для зрителей. Затем предстояло гастрольное плавание по Енисею – по маршруту Туруханск, Игарка, Усть-Порт, о. Диксон. 27 июля 1936 г. театр прибыл в Игарку. Записи о поездке делала секретарь театра София Чекина, которая написала очерк в книгу «Театры в Арктике». Сама Пашенная после поездки отмечала в своем письме, что постановки ей помогли осуществить режиссеры и актеры Костромской Н.Ф. и Ковров Г.И. Костромской, несмотря на преклонный возраст, сопровождал Пашенную в поездке. В состав труппы входили 22 человека. Артисты удивлены – Заполярье, а на небе солнце сияет, жара, игарчане в лёгких платьях с букетами ярких полевых цветов встречают артистов - незабываемая встреча. Здесь же произошла встреча с артистами Большого театра, которые давали прощальный концерт на площади перед зданием горисполкома (в старом городе, где ныне стадион). Вечером состоялся первый спектакль приехавших артистов Малого театра в клубе-театре. "Театр вмещал около 800 человек. Очень уютен, с вертящейся сценой. Помимо партера имеет бельэтаж и ложе бенуара", - записывает в своём дневнике секретарь Малого театра С. Чекина. Первый спектакль в Игарке "На бойком месте" Островского А.Н. "проходит с большим блеском, с виртуозной отделкой мельчайших деталей». На второй спектакль "Любовь Яровая" с великолепной В.Н. Пашенной в главной роли пришли даже моряки с английских судов. Гастроли Малого театра продлились до 12 августа. В последний день пребывания в Игарке актёры и зрители узнали о том, что горсовет готовит постановление о присвоении городскому клубу наименования "Театр народной артистки Республики В.Н. Пашенной" и переименовании Почтовой улицы в улицу Малого театра. Тогда же возникла идея организации в зимний сезон 1936-1937 гг. постоянного стационарного Заполярного театра в Игарке. Официально это решение было принято 27 августа 1936 г. на совместном заседании Президиума Игарского Горсовета и бюро Горкома ВКП (б), на котором присутствовала 1-й секретарь горкома ВКП (б) и начальник Красноярского политотдела ГУСМП Валентина Петровна Остроумова. На заседании обсуждался вопрос "О работе коллектива артистов Государственного Академического Малого театра в г. Игарке за время с 27 июля по 12 августа 1936 г." Была выражена признательность коллективу театра «за его огромную художественную работу». Благодарность была высказана дирекции Государственного Академического Малого театра в лице тов. Амаглобели С.И. народной артистке Республики В.Н. Пашенной, заслуженному артисту Н.Ф. Костромскому, а также ведущим артистам театра Соловьёву Н.А., Мейэру В.Э., Щербиновской О.С., Богатыренко П.З., Савельеву В.Д., Чернышеву С.М.». На выставке представлена информация не только о В.Н. Пашенной, но и о Мейере, Костромском и Коврове. В решении было записано: - присвоить Игарскому гортеатру-клубу наименование: Игарский гортеатр-клуб имени народной артистки Республики В.Н. Пашенной; - вывесить в фойе портрет народной артистки Республики В.Н. Пашенной; - переименовать ул. Почтовую в улицу имени Малого театра. Было поручено ответственному администратору т. Дарьяльскому И.И. организовать на зимний сезон 1936-1937 постоянный стационарный Заполярный театр имени народной артистки Республики В.Н. Пашенной с привлечением из Московского Малого театра состава труппы артистов. Дарьяльский Иосиф Иванович был назначен директором Заполярного театра имени народной артистки В.Н. Пашенной. В целом, поездка Малого театра в 1936 г. оказалась очень насыщенной, северяне были крайне признательны артистам. Труппой Малого Театра за 50 дней работы на Енисейском Севере было дано 37 спектаклей.

night  История создания стационарного театра в Игарке начинается с 1937 г. В начале марта 1937 г. в Игарке было получено сообщение директора театра им. В.Н. Пашенной Дарьяльского И.И. о выезде 16 артистов-пионеров Заполярного театра из Москвы в Красноярск. Из краевого центра в Игарку артисты прилетели на самолётах, пилотируемых Яном Липпом и Василием Задковым. "И вот в некогда непроходимой тундре, за Полярным кругом 5 апреля 1937 г. впервые зажглись огни рампы, раздвинулся занавес и начался спектакль В. Гусева "Слава". Буквально через день это событие освещается в местной газете "Большевик Заполярья": "В Игарке существует и действует постоянный Государственный Заполярный театр им. народной артистки Республики В.Н. Пашенной, который уже дал два спектакля". Весь репертуар первого театрального сезона в Игарке, состоящий из 14 лучших классических и советских пьес, был вновь разработан в Москве под руководством В.Н. Пашенной, заслуженного артиста республики Н.Ф. Костромского и артиста Г.И. Коврова. Тем не менее, уже отмечалась превосходная игра талантливых актёров В.Г. Никитина и Е.М. Юровской, впоследствии ставших заслуженными артистами РСФСР. Биографии актеров представлены на выставке. Второй спектакль "Альбина Мигурская" в постановке режиссёра Музиля С.И. и художника Никитина В.Г. был еще более удачным. Подоспели реквизиты, актёры втянулись в работу, в рецензиях отмечаются хорошее оформление, вдохновенная игра актёров: Каурова И.Ф., Борисовой В.И., Бассэн К.

night  Под здание театра было отдано помещение клуба по ул. Смидовича 10б постройки 1932 г. По отчетам мерзлотной станции за 1937 г. видно, что здание деформировалось к 1936 г., появились огромные щели, и его невозможно было отапливать. Резко встал вопрос о капитальном ремонте. Здание было переоборудовано в 1936 г. в театрально-зрелищное, со зрительным залом на 500 мест, в том числе: партер - 350 мест, ложа - 60 мест, балкон - 90 мест. Как видим, число мест после ремонта уменьшилось, была сделана перепланировка, появилось даже место для оркестра. Макет театра, изготовленный художником А.А. Тарасовым, выставлен впервые на выставке музея. Первые месяцы работы театра были очень плодотворными. Обязанности директора исполнял И.Ф. Кауров. За два месяца было дано 25 спектаклей, на которых побывало 11000 человек.

night Газета «Большевик Заполярья» постоянно дает афиши театра. Например, в мае 1937 г.: "Заполярный театр им. В.Н. Пашенной - 15 мая. "Чужой ребёнок". Комедия в 3-х актах (цена билета от 1 руб. до 4 руб. 50 коп.) Во время антрактов и после спектакля - танцы. Начало в 7 часов вечера (касса работает с 12 до 2 часов дня и с 5 до 7 часов вечера)". Спектакли театра транслировались по радио. Сразу актеры развернули работу по вовлечению самодеятельных актеров в театральную деятельность. А 1 июня 1937 г. на сцене Заполярного театра был дан спектакль "Женитьба Бальзаминова" А.Н. Островского силами кружка самодеятельного искусства при Заполярном театре, под руководством артиста А.И. Музиля. В марте 1941 г. в городе проходит смотр художественной самодеятельности. Клуб лесокомбината под руководством артистки Кауровой М.С. подготовил спектакль "Чужой ребёнок", драматический кружок при городском театре поставит пьесу Любимова "В стороне", драматический кружок в совхозе "Полярный", под руководством артиста Крупенникова В.И. показал две одноактовые пьесы. В смотре художественной самодеятельности выступал драматический кружок милиции, которым руководит артист М.И. Шелагин. 20 апреля 1937 г. по инициативе комсомольцев лесокомбината и завкома деревообработки при клубе лесокомбината был организован первый в Игарке театр рабочей молодёжи - ТРАМ. Средства для организации театра и оборудования сцены выделил завком деревообработки лесокомбината. К игарскому театру рабочей молодёжи прикрепили артиста Государственного Заполярного театра И.Ф. Каурова, под руководством которого к майским праздникам была поставлена пьеса Киршона "Чудесный сплав". ТРАМ имел свой совет, в состав которого входили первая стахановка Игарки комсомолка Чанчикова, Полуэктов и Ангеров. Регулярно выпускалась "трамовская" газета. 6 ноября 1937 г. в канун юбилея Октябрьской революции Президиум исполкома горсовета выносит благодарность всему коллективу театра за внедрение и развитие культуры Заполярья... Особо отмечает работу "пионеров Заполярного театра т.т. М.С. Кауровой, И.Ф. Каурова, Е.М. Юровской, В.Г. Никитина, М.И. Шелагина, А.М. Сахарова, Л.Н. Домбровской и награждает некоторых из них отрезом на костюм. Местная газета регулярно печатает афиши о предстоящих спектаклях, рецензии о прошедших. Даже в годы войны, когда в отдельный период выходила газета на одном листочке один раз в неделю, находилось место для афиши Заполярного театра. Вот одна из них от 3 мая 1942 г.: "В кинотеатре "Октябрь" состоится концерт Заполярного театра в 2-х отделениях. Джаз-оркестр театра под управлением С.Ф. Кайдан. В программе: песни Отечественной войны, эстрадная музыка, скетчи, художественное чтение и др." Известен факт, что композитор Сергей Кайдан приехал в Игарку в 1940 г. из Норильска, где отбывал срок. С. Кайдан является автором песни «Взвейтесь кострами, синие ночи…». В Игарке работал в театре, в педучилище. Материалы о нем также представлены на выставке. Еще одна афиша: «Сегодня 23.02.43 г. в день 25-летия доблестной Красной Армии Заполярный театр им. В.Н. Пашенной ставит пьесу лауреата Сталинской премии К. Симонова "Русские люди". Пьесу ставит художественный руководитель театра, режиссёр А.Н. Бендерский. В спектакле участвуют все артисты". В апреле 1940 г. подводились итоги трёхлетней работы Заполярного театра, которые нашли отражение в решении исполкома горсовета 7 апреля 1940 г. В этом документе объявляется благодарность всему коллективу театра, а художественный руководитель и директор Бояров Б.П., главный режиссёр Зорин Н.В., артисты Никитин В.Г., Юровская Е.М., Шелагин М.И., Кауров И.Ф., Филиппов Н.Ф., Каурова М.С., Подобеда Л.С. и ряд технических работников награждены грамотой исполкома горсовета. Было отмечено, что «за три года было дано около 400 спектаклей, из них около 30 премьер, 25 концертов, 6 маскарадных вечеров и три десятка молодёжных танцевальных вечеров. Все эти мероприятия посетили свыше 100000 человек, т.е. каждый житель г. Игарки побывал в театре в среднем 5-6 раз». В первые довоенные годы артисты регулярно выезжали на летние гастроли. Так, в апреле 1941 г. труппа театра в полном составе выезжает на зимние гастроли по Северу края: Диксон-Дудинка-Усть-Порт-Норильск и Туруханск. 17 июня 1943 г. на пароходе "Спартак" артисты Заполярного театра отправились на гастроли в Малую Хету, где показали несколько спектаклей. В августе этого же года артисты театра гастролировали по посёлкам Енисея от Дудинки до Красноярска. Из этой поездки они вернулись в начале октября, показав жителям посёлков 63 спектакля. Также продолжительны были гастроли на следующий год в Канск, из-за плохой организации и нерасторопности администрации театра они длились вместо трёх месяцев более четырёх с половиной, что значительно осложнило финансовое положение театра. В апреле 1941 г. Заполярному театру исполняется 4 года. Газета "Большевик Заполярья" посвящает этому событию большую статью. В коллективе немало прекрасных актёров, которых знает вся Игарка. Это Е.М. Юровская, замечательно справляющаяся со всеми ролями, М.И. Шелагин, в особенно удачной роли сводника в постановке "Женитьба Фигаро", Н.Ф. Филиппов, имеющий большие артистические способности. Из молодых и вновь прибывших актёров отмечают актрису Пологонкину Г.П. Серьёзно работает над собой В. Музиль, удачно играющий характерные роли. Один за другим уходят на фронт директоры, актёры и обслуживающий персонал. Первыми ушли актёры Бабич И.П., Подобеда Л.С., за ними Кауров И.Ф., и Пологонкин Р.С. Жёны-актрисы последних остались в Игарке. Пологонкина Г.П. осталась с двумя детьми. Позже она перевелась в Норильский драмтеатр, а в 60-е годы работала в Магадане. С мужем, вернувшимся с войны инвалидом, потерявшим ногу, семейная жизнь не сложилась. Каурова М.С. оставалась в Игарке до конца войны, она много работала, чтобы заглушить тоску по мужу, но нервы её не выдержали, психика была нарушена. Кауров И.Ф. вернулся с войны невредимым в г. Курган, куда приехала и его жена. Но вскоре он вынужден был отправить жену в психбольницу в г. Щадринск, где она и умерла. В г. Курган по приглашению Каурова И.Ф., после лечения в госпитале приехал и Д.С. Пологонкин. Призвали в Советскую Армию и директора театра Боярова Б.П. Выполнять обязанности директора стал не в меру загруженный актёрской и режиссёрской работой талантливый Сергей Игнатьевич Музиль - выдающийся актёр конца XIX в. из династии Музилей - Рыжовых - Бороздиных. Состав труппы постепенно меняется. Приглашены новые актеры: В.Н. Кондрина, А.П. Воронцова, Р.И. Мельникова, С.Г. Свигородецкий, Л.В. Федорович и другие. В мае 1944 г. исполкомом горсовета отмечается "значительное улучшение работы театра, несмотря на недостаток качественного актёрского состава", удачные спектакли. Было вынесено и соответствующее постановление, обязывающее руководителей театра, "улучшать материальное положение актёров, обеспечив их овощами, т.к. они из-за летних гастролей не могли заниматься огородничеством, как многие жители города". В театральный сезон 1944-1945 гг. директором театра был назначен художественный руководитель В.А. Арбенин, "отпраздновавший в апреле 1944 г. свой 50-летний юбилей со дня рождения и 25-летие сценической деятельности". Но финансовое положение остаётся крайне тяжёлым: зарплата задерживается, не выплачиваются суточные за гастрольные поездки, арендное помещение кинотеатра требует капитального ремонта. Директор Арбенин уезжает в Москву с крупной суммой денег и не возвращается. В театре начался полный развал: пользуясь бесконтрольностью администрации, отсутствием директора, многие работники покинули театр без оформления увольнения, многие без разрешения ушли в отпуск. В результате отсутствия штата актёров, летние гастрольные поездки были сорваны, открытие театрального сезона задержалось, под угрозу поставлено само существование театра в Игарке. Администрация города забила тревогу. 23 сентября 1945 г. срочно собирается Президиум Исполкома, на который приглашается зам. директора Г.К. Фёдоров. Его назначают директором. Зимний сезон 1945-1946 гг. начался с большим опозданием 24 октября постановкой спектакля "Девушка с характером" Потёмкина. До конца года было поставлен всего 21 спектакль. В коллектив влилась талантливая молодёжь из кружков художественной самодеятельности: О.Н. Кайдан, 16-летний К.Г. Конуркин. В августе-сентябре 1946 г. приехали приглашённые актёры из Новосибирска, Орска и Красноярска: Ганненкова Н.И., Набивач К.К., Петелин Е.И., Толстиков А.М., Фёдоров В.А., Шишкин М.А. и другие. Для вновь прибывших артистов сняли жильё по ул. Горького 23 (4 комнаты). Таким образом, если "штат театра на 23.09.45 г. состоял из 5 человек, в том числе одна пианистка, то на начало 1946 г. штат составлял уже 52 человека, в том числе 22 актёра». В 1946 г. были показаны новые спектакли. Несмотря на все старания нового директора и помощь городской администрации дела в театре налаживаются плохо. План за 1946 г. не выполнен по всем показателям, в том числе и по количеству спектаклей утренних и вечерних, выездных и гастрольных. Очень часто спектакли отменялись по многим причинам: отключения электроэнергии, низкой температуры в помещении театра, болезни актёров, неукомплектованности актёрского состава. Одной и, возможно, главной причиной всех неурядиц в театре было отсутствие финансирования. В течение пяти лет театр не получал фондовых материалов для обновления старых декораций, не раз перелицованных и перешитых костюмов, потрёпанных париков. Не хватало не только тканей, особенно плюша, бархата, шёлка, но и таких необходимых материалов, как гвозди, фанера, клей, гипс, кремы, мел, лак и т.д.

night  В 1948 г. было принято решение о закрытии театра. В послевоенный период содержать его стало крайне тяжело. Здание нуждалось в ремонте, не было средств на зарплату. За несколько дней до закрытия театра в газете "Большевик Заполярья" с итогами одиннадцатилетней деятельности театра выступил художественный руководитель Е. Калинский. Он пишет, что "за 11 лет Игарский театр проделал большую плодотворную работу, обслужил сотни тысяч зрителей. Все годы Заполярный театр являлся основным крупным культурно-воспитательным очагом трудящихся города... Театр поставил свыше 120 названий пьес русских классиков, советских и иностранных авторов, из них свыше 20 пьес великого русского драматурга А.Н. Островского. За театральный сезон ставилось не менее 70-80 пьес...». Е. Калинский в своей статье называл имена актёров и работников театра, которые отдавали свои силы и здоровье, талант и вдохновение зрителям и театру. Это прежде всего Е.С. Добролюбова, проработавшая в театре 9 лет, и " несмотря на возраст и слабое здоровье, является образцом добросовестного отношения к труду, любви к искусству и высокой дисциплинированности... Нельзя не отметить артиста И.П. Бабича, пришедшего 11 лет назад в театр любителем и выросшего в актёра "первого положения", прошедшего войну и возвратившегося в родной театр... Много можно сказать о Фёдорове Г.К. актёре, режиссёре, а последние 2,5 года директоре театра, который отдал своему любимому делу много сил и энергии... В начале августа 1948 г. по решению Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР возобновила свою деятельность труппа Заполярного театра на основе хозрасчётной системы. Театральный сезон 1948-1949 г. Заполярный театр открыл 9 октября пьесой лауреата Сталинской премии К. Исаева и А. Галича "Вас вызывает Таймыр". В спектакле участвовали вновь прибывшие актёры: Волевская, Гражинская, Гусев, Мечталина, Снадский, Шкуренко, Хлыстов, из прежних актёров - Г.К. Фёдоров и О.Н. Кайдан. В отличие от прежних лет, работа театра в газетах 1948 г. почти не освещалась: не печатались афиши, репертуар, не было рецензий. Лишь небольшими заметками Калинского и вновь прибывшего актёра и режиссёра, бывшего фронтовика В. Гусева, можно судить о работе театра. Несмотря на трудности, театр за 5 месяцев сумел поставить 10 премьер. В день 150-летия со дня рождения А.С. Пушкина 6 июня 1949 г. в доме культуры лесокомбината артистами Заполярного театр был поставлен спектакль "Станционный смотритель». В июне 1949 г. Заполярный хозрасчётный театр закрывает зимний сезон. Об этом извещает игарчан через газету Е. Калинский: "В течение этого месяца театр покажет - в последний раз - свои лучшие спектакли: "Профессор Полежаев", "Другие люди", "Забавный случай", "Поздняя любовь", "Станционный смотритель". По-видимому, названные спектакли действительно были показаны в последний раз. Больше никаких упоминаний о работе театра и официальном закрытии его в газетах и архивном материале исполкома горсовета нами не найдено. По всей вероятности, театр был закрыт 15.07.49 г. Об этом свидетельствует запись в трудовой книжке актёра И.П. Бабича, принятого в театр 26.06.49 г. и уволенного 15.07.49 г. в связи с ликвидацией театра. Окончательное прекращение деятельности театра подтвердила много лет спустя, в год 50-летия со дня его открытия (1987 г.), бывшая актриса О.Н. Кайдан в интервью с игарским журналистом А.И. Тощевым. Она рассказала, что "начала работать в театре с 1946 г., после окончания театральной студии, созданной при театре. Уже в процессе работы получила актёрскую категорию. В 1948 г. театр закрыли, а потом перевели на хозрасчёт. Тогда прошла такая волна... В 1949 г. в Игарку приехало Северное Управление 503-й стройки по строительству железной дороги. Это была очень богатая организация, которая привезла два театра: оперетты и драмы. Играли в них заключённые артисты. Мы дали им возможность ставить спектакли в своём здании. Но, они, по существу нас выжили. Мы не могли с ними конкурировать на свои копейки и вынуждены были уйти. Собственно, к этому времени театр как таковой уже не значился. По документам он назывался концертно-эстрадной группой, которой руководило концертно-эстрадное бюро. Окончательно нас расформировали где-то в конце 1949 г. или начале 1950 г.". Действительно, в течение 1949-1950 гг. в здании гортеатра работал театр управления 503-й стройки, в котором играли заключённые актёры. Вскоре после их отъезда здание гортеатра сгорело.

night  Но театральные традиции жили в Игарке еще долгое время. В 1965 году был вновь создан народный театр, которым длительное время руководила Татьяна Сергеевна Чебыкина. Театр успешно отметил свое 20-летие (это отражено материалами выставки), но в конце 80-х гг. прекратил свое существование. Театральные работники всегда поддерживали самодеятельных актеров, неудивительно, что в Игарке смотры художественной самодеятельности проходили на очень высоком профессиональном уровне. На нашей выставке представлены программы концертов художественной самодеятельности разных организаций города, посвященные 40-летию Победы в Великой Отечественной войне – по ним видно, как серьезно отбирались номера, как разнообразны программы и как они сложны. По итогам смотра был проведен общегородской концерт в ДК ЛПК, режиссером которого была тоже Т.С. Чебыкина. Люди культуры это одержимые работники. Они мало думают о себе. Работают подчас наизнос, не разделяя личную жизнь и работу. В условиях сурового Севера многие из приехавших с трудом переносили сложности быта, а в войну – голод и отсутствие элементарных условий для жизни. Одна из актрис Вера Николаевна Кондрина писала в 1996 г. Маргарите Ильиничне Суховой в Игарский музей о том, что она сама рубила дрова, носила воду из Медвежьего Лога, голодала. В 1943 г. родила дочь в Игарке. Уже через месяц она пошла на работу… Многие актеры спивались, даже замерзали в сугробах. Особенно сложно было репрессированным актерам. Об их судьбах пишет Кондрина. Например, о Евгении Сергеевне Добролюбовой, за плечами которой 30-летний актёрский стаж. Евгения Сергеевна, находясь на пенсии, проживала со своей дочерью в Ленинграде. За неосторожное слово о Сталине она была репрессирована и сослана на Север. Несмотря на свой возраст и отсутствие вестей от близких из блокадного Ленинграда, Е.С. Добролюбова не пала духом. Она вся ушла в работу, слыла активной общественницей, справедливой и мудрой. Все военные годы работала в месткоме театра, решая сложные вопросы жилья и питания вновь прибывших актёров. Об опытной актрисе писала газета "Большевик Заполярья" в 1946 г. За работу в годы войны в марте 1946 г. Евгении Сергеевне была вручена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." В конце 1945 г. Евгения Сергеевна получила письмо от внучки, в котором она писала: "Дорогая бабуля, мы остались с тобой одни: мама и папа умерли от голода. А я нахожусь в Ярославском детдоме. Забери меня». Каков конец биографии Добролюбовой, никто не знает… Удачным можно назвать творческий и жизненный путь Веры Николаевны Кондриной. В 85 лет она еще работала по контракту с Уссурийским театром, ушла из жизни в 2000 г. Порадовала нас информация и о Елене Михайловне Юровской. Она одной из первых работников театра была занесена на городскую доску почёта наравне с тружениками промышленных отраслей города. Е.М. Юровская проработала в Игарке до 1944 г., а затем перешла работать в Норильский драмтеатр, где получила звание заслуженной артистки РСФСР и стала гордостью театра. Там же, в Норильском театре, долго работал и Михаил Шелагин. Очень близок нам Игнатий Петрович Бабич. В его трудовой книжке, которая представлена на выставке, записано, что он принят в Игарский Заполярный театр в 1934 г. В начале войны призван в ряды Армии. Вернувшись с фронта, вновь возвращается в театр и уходит оттуда только после его ликвидации. После увольнения из театра И.П. Бабич работает на разных предприятиях города: зав. библиотекой в Игарской авиагруппе УПА Главсевморпути, руководителем драмкружка и художественного слова в Доме Пионеров. В 60-е годы, уже пенсионером работает в ВОХР. После сокращения драмкружка в Доме Пионеров в мае 1953 г. Игнатий Петрович стал руководить кружком в клубе "Полярник" Игарской авиагруппы. М.И. Сухова вспоминала, что он был руководителем кружка, в котором она занималась в 1953-1954 годах. Он был небольшого роста, строгий, неразговорчивый, аккуратный с медалями на стареньком, но отутюженном пиджаке. Трудная и не во всем счастливая судьба выпала на долю Заполярного театра им. Пашенной и его актеров. Но хочется надеяться, что память о них сохранится навсегда. Ведь именно они, несмотря на лишения, неустроенность, несли свет культуры и знания людям, живущим на краю земли.

Автор сценария открытия выставки и ведущая М.Мишечкина

Текст составлен на основании справки М.И. Суховой, газетных публикаций, документов архива города Игарки 18-19 ноября 2014 г.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Навигация сайта

Виртуальные туры

Семейство Лансере-Бенуа

Баннер

Регистрация