gototopgototop
   
Размер текста

ЭМОЦИИ ВЫСОКОГО ПОЛЁТА

      Пока младшие школьники знакомились с миром пернатых на уроках краеве-дения, посвящённых Всемирному Дню птиц, дошколята детских садов «Кристал-лик» и «Сказка» трудились на музейной выставке «Наши крылатые друзья». Именно трудились, потому что это были не просто экскурсии, а настоящие мастер-классы для ребят. Сотрудники музейного экспозиционно-выставочного центра подготовили для юных посетителей большую экспозицию – серию работ профес-сиональных художников, детей и подростков, обучавшихся в Доме ремёсел при музее с 1997 по 2012 гг. Жанры и техника – самые разнообразные: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, керамика, резьба по дереву. Из 72 представленных экспонатов 12 – из основного фонда. Мало в каком музее детские работы соседствуют в фонде с произведениями взрослых авторов.

  Краткое знакомство с экспонатами выставки – и за работу! Показывать свои познания. Отвечать малышам пришлось на вопросы разной сложности. Выбор птиц – и не только северных – был немаленький. Узнанных называли наперебой. Домашние птицы – петухи, куры, гуси, а также пингвины, сова, жар-птица затруд-нений не вызывали. С другими было по-разному: явного коричневатого воробья некоторые почему-то упорно именовали синичкой, большая ворона обманула не-скольких человек и получила имя орла, а орёл на детском рисунке был назван аистом. И не потому, что дети этих птиц не знают, просто они видят по-другому: сюжеты на рисунках других детей малыши понимают по-своему, у них лучше ра-ботает воображение, а фантазия не знает границ. Да и опираются они больше на своё впечатление от картинки, на её только им понятную внутреннюю жизнь, а не на контуры и очертания. Прозвучали и стихи про сороку-белобоку, и названия русских сказок, и какие-то свои воспоминания, суждения и даже теории. Со зна-нием дела дети объясняли, почему полярные совы – белые, почему они летают ночью, на кого охотятся.

  Отлично малыши ориентировались в технике произведений – определили карандаш, цветные мелки, гаушь (а некоторые – и акварель), рассказали, как де-лается аппликация. Называли даже «царапки» - красочные работы в сложной и интересной технике воскографии, когда сквозь тёмный поверхностный слой через процарапанные линии проступают цветные очертания подложки, формируя фан-тастический рисунок.

  Подвох ожидал юных посетителей на нескольких детских работах дома ре-мёсел на белом ватмане. Чем выполнен рисунок? В век технического прогресса трудно бывает догадаться о простых вещах. Варианты звучали разные – компью-тер, принтер, фломастер… Ближе к истине оказался хитрый ответ в одной из групп – «краска». Конечно же, малышам ещё неизвестна такая сложная и трудо-ёмкая техника, как гравюра. Пришлось ребятам узнать, как из плотного картона сделать основу - аппликацию, накатать на неё краску, сделать оттиск. И рукотвор-ная работа, на которой руками ничего не нарисовано – готова! Иногда эту технику именуют гратографией.

  Заданиям, похоже, не было конца. Безошибочно нашли всех петухов, а неко-торые ребята умудрились их сразу сосчитать. Чтобы отыскать картины с птичьими гнёздами, бросались от стены к стене, снова и снова пересматривая все работы. Умудрялись находить гнёзда даже там, где не «планировалось» - среди керамики: некоторые птички были расположены в орнаментированных розетках, плошках, вазочках, которые, как и птицы, тоже были сделаны и расписаны руками учащих-ся музейного дома ремёсел.

  Удивлению и радости не было предела, когда некоторые глиняные птички… запели! Оказалось, что и неказистые, на первый взгляд, фигурки из обожжённой глины, и более благородные, покрытые цветной глазурью – это сделанные воспи-танниками дома ремёсел свистульки. Конечно же, попробовать надо было всем! На некоторых можно было даже сыграть незатейливую мелодию – 3 отверстия это позволяли.

  Встречались и знатоки, особенно в подготовительных группах. Один уверен-но (и правильно) сказал «цапли», в то время как остальные говорили о «журав-лях». При знакомстве с декоративно-прикладными работами удивил паренёк, определивший материал не «дерево», «кора», как другие ребята, а вполне про-фессионально – «береста». Активно отвечавшая девочка оказалась в этот день ещё и именинницей, поэтому ушла из выставочного зала со скромным презентом.

  Глядя на мощную, с символическим подтекстом, акварель московского ху-дожника Сергея Смирнова, ребята послушали несколько коротких северных ска-зок о священной северной птице – гагаре.

  После всех угадаек наступало самое ответственное: нужно было продемон-стрировать своё умение, способности, фантазию – изобразить на бумаге птиц. Любых – знакомых, сказочных, увиденных в музейном зале, придуманных. И юные художники, вооружившись цветными карандашами и фломастерами, принима-лись творить. Одни придумывали своё, другие брали образцы со стен зала, тре-тьи успевали и свою работу сделать, и товарищу помочь. Многие работы получи-лись сочными, красочными, некоторые выполнены прямо-таки блестяще. Кто-то умудрялся нарисовать не одну, а несколько птиц или целое семейство, кто-то – несколько гнёзд с большими кладками яиц. Добавляли небо, облака и солнце, до-ма внизу и даже целые улицы. Не обошлось и без маленьких трагедий. У одного из мальчиков выступили слёзы на глазах, он в отчаянии сказал дрожащим голо-сом, что совсем не умеет рисовать птиц… Пришлось заменить на машину – это получалось лучше.

  Тенью проскользнула и подготовка к школе. Просьба музейщиков – подпи-сать свои рисунки, ребят из подготовительных групп не смущала: почти все они подписали работы своими именами и даже фамилиями, а некоторые, уже знако-мые с трудностями азбуки и осведомлённые в заковыках, деловито обращались за советом: «а в какую сторону разворачивать букву «Я»?» Все рисунки ребята забирали с собой – обещали сделать в своих группах выставки собственных про-изведений. Пусть птички и там полетают! Кто же знает, какие великие будущие художники, декораторы и архитекторы живут сейчас рядом с нами и ходят в дет-ский сад? А их посетило музейную выставку более сотни человек.

  20 апреля в гостях у музейщиков побывали 13 ребят разного возраста из приюта с двумя преподавателями. С интересом смотрели, слушали, активно и правильно угадывали, называли, рассказывали, свистели. Только порисовать по времени не успели. Но с экспозицией отдела истории в ЭВЦ тоже внимательно ознакомились, как и все ребята, которые посетили выставку «Наши крылатые друзья».

  Выставка работала с 31 марта по 20 апреля. Знакомились с нею также школьники, взрослые игарчане.

зав. отделом ЭВЦ Александр Тощев

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Виртуальные туры

Баннер

Регистрация