gototopgototop
   
Размер текста

ИГАРСКИЙ СЛЕД

    11 марта в экспозиционно-выставочном центре музея состоялось открытие сразу двух художественных выставок. В первой экскурсии приняли участие представители учреждений культуры, образования, глава города. Событие освещали журналисты местного телеканала и газеты.

    Одна из выставок, «Игарка 70-х годов ХХ века – следы на снегу», посвящена новым фондовым приобретениям из наследия известного сибирского художника Владимира Ивановича Бичевого, приехавшего в 1975 г. по собственной инициативе в Игарку на три года, за новыми творческими впечатлениями, новыми красками, новыми горизонтами. В экспозиции представлены 27 работ, приобретённых музеем или полученных в дар в 2014-2015 гг. Это и графика (наброски карандашом и тушью), и живопись, и рабочие этюды из многочисленных путешествий по просторам заполярья. Все работы буквально дышат атмосферой 70-х годов прошлого века, которая у многих игарчан ещё в памяти. Три четверти произведений – из той категории, которую можно назвать «записной книжкой» художника, что для музейщиков ценно вдвойне, ведь музейный посетитель может ознакомиться с оригинальными рисунками и набросками, которые никогда не предназначаются для всеобщего обозрения и являются кладовой памяти художника – это те мгновения состояния природы, бытовых или экспедиционных сюжетов, которые остановлены на карточке бумаги или куске картона рукой мастера. А применительно к омскому художнику-колористу В. Бичевому слово Мастер можно смело писать с большой буквы.

    Игарские художники Евгений Петрович Каунченко и Галина Сергеевна Черкасова – из числа тех, кто непосредственно общался в своё время с В. Бичевым.

    «У него есть чему учиться, - уверен Евгений Петрович, – постоянно находить в его работах всё новое и новое для себя – в этом и есть его особенность. Гибкость в работах (здесь и мастихин, и тончайшая лессировка с крепчайшим рисунком), широкий диапазон (от портрета, натюрморта до лирического пейзажа) и удивительная палитра без «дежурных» цветов; декоративность, а где необходимо – реализм, доходящий до натурализма, и монументальность. Даже в далекой хатангской тундре Володя был признан оленеводами. И это для него было высокой оценкой. В тундре только дети имеют возможность и право рисовать. Все остальные круглосуточно выживают…».

    В Игарку, в непростые бытовые условия без удобств, Владимир Бичевой привёз и жену Надежду, и десятилетнего сына. Надежда преподавала в городской музыкальной школе.

    «Несомненно, - продолжает свою мысль Е.П. Каунченко, - заслуга четы Бичевых в новом витке творчества в Игарке. Студия с Большим мастером – для всех желающих. Совместная работа с натурой (портрет, пейзаж, натюрморт), поездки на Север (Хатанга, фактория Жданиха, тундра, оленеводы). Володю в любом месте и в любую погоду можно видеть с маленьким этюдником, альбомом. От него и пошли профессиональные городские выставки. В это время в Игарке было немало художников после училищ, школ, институтов, но не было общей сплочённости, а выставки и совместная работа с натурой, встречи объединили всех – и художников, и музыкантов».

    На выставке, в числе других, представлены и 11 графических работ, подлинников из архива автора. Г.С. Черкасова считает: «Наброски В.И. Бичевого, выполненные тушью и пером – образец виртуозного владения материалом. Если этюдная живопись всегда оставляет возможность переписать, исправить работу, в наброске тушью это сделать невозможно. Художник в высшей степени концентрирует внимание, чтобы не оставить на бумаге ни одного неверного движения, штриха. Точность, экспромт, вычленение самого важного, меткий отбор деталей сравнимы со стрельбой в цель, где нет права на промах. Наброски тушью В.И. Бичевого имеют, бесспорно, самостоятельную ценность. Собирая материал для будущих работ в альбоме для набросков, художник подарил зрителю бесценную коллекцию живых и трепетных впечатлений Севера, увиденного им в 70-е годы прошлого века».

    Практически в каждой второй работе В. Бичевого можно увидеть следы, будь то след человека или группы людей, машины, автобуса, самолёта. Свой след оставила на этюдах художника и игарская природа, старый и новый город, заполярное низкое небо и холодная енисейская волна; всюду – отпечаток солнечного луча, порыва ветра, промелька тени. «Игарский след» в творчестве В. Бичевого очень заметен и весьма значим. След самого сибирского художника, его творчества и его подвижничества, остался в истории заполярной Игарки навсегда.

    Вторая выставка – «Заполярный «портрет»: природа, люди, город», представляет горожанам творчество игарской художницы Ирины Петровны Баженовой, 9 фондовых работ (живопись, графика), добавленные к 5-ти произведениям из постоянной музейной экспозиции, составляют основу рассказа о художнице.

    Ирина Петровна – коренная игарчанка, родилась в 1961 г. Училась в школах № 1 и № 9.  С 1976 по 1980 гг. обучалась в Красноярском художественном училище им. В. Сурикова.  В 1986 г. поступила в Красноярский художественный институт, где совершенствовала мастерство на факультете живописи у профессора А.М. Знака. По окончании института в 1992 г. стала преподавать в Игарской Детской школе искусств, где проработала до 2001 года. В 2000 г. награждена Благодарственным письмом главы города.

    Вот уже 15 лет проживает в г. Коврове. Несмотря на то, что население нашего заполярного города за это время сократилось почти в 4 раза, среди игарчан ещё немало выпускников Ирины Петровны, они до сих пор применяют знания и навыки в графике, живописи, декоративно-прикладном искусстве, которые получили в своё время, обучаясь у И.П. Баженовой. Пейзажи и натюрморты Ирины Баженовой лет 20-30 назад можно было часто видеть в художественных салонах г. Красноярска, а портреты и пейзажи её кисти хранятся в семьях многих игарчан до сих пор.

    Многочисленные холсты Баженовой разошлись по многим городам России, получили прописку в разных странах мира. Но судьба распорядилась так, что у самой художницы к настоящему моменту не осталось ни одной работы, ни одного этюда или эскиза. Получается, что в игарском музее сейчас собрана самая представительная коллекция работ игарчанки. Именно с приобретения в 1995 г. работ Ирины Петровны, собственно, и началась профессиональная художественная коллекция «Музея вечной мерзлоты», с И.П. Баженовой музей сотрудничал по разным направлениям.

    Нынешняя выставка предлагает зрителю собирательный «портрет» Игарки, знакомый многим старожилам города и почти совершенно неизвестный юному поколению. Здесь и шум игарского морского порта в знойный летний день, и таинственно-завораживающие звуки порта ночного; терпкий неповторимый запах и необъяснимые ощущения многоцветной осенней лесотундры, грибной и ягодной; едва уловимый шорох стремительно растущей молодой весенней зелени;  аппетитный запах даров Енисея. Сейчас, в отличие от прежних времён, почти никому из игарчан невозможно побывать на Хантайском озере в предгорьях Путорана. Тем интереснее работы И.П. Баженовой, побывавшей там в 1992-95 гг. Более половины работ выставки относятся к циклу «Хантайские встречи». Здесь и само озеро, словно выгоревшее вместе с окружающим пейзажем от яркого летнего солнца, и рыбацкие лодки и снасти на берегу, и портреты рыбачек, женщин-тружениц – простые лица, умудрённый жизнью взгляд, натруженные руки, хрупкие, но привычные к многолетнему тяжкому труду, плечи. Можно долго разглядывать этот собирательный северный «портрет» - изучать разноцветие полотен или палитру художника, вглядываться в карандашные линии и их переплетения, создающие на плоском листе объём, движение глаз, движение мысли. Словом, у работ можно стоять часами, всматриваться в каждое изображение, узнавая что-то своё. А может быть, и познавая самого себя.

 

Фото Е. Терехина

Зав. отделом ЭВЦ, А. Тощев

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Виртуальные туры

Баннер

Регистрация