gototopgototop
   
Размер текста

«Его называли ледовым комиссаром»

В Краеведческом комплексе «Музей вечной мерзлоты» 28 сентября состоялось открытие выставки «Его называли ледовым комиссаром», посвященной 125-летию со дня рождения О. Ю. Шмидта. Легендарный полярник, один из первых Героев Советского Союза. А еще академик, вице-президент Академии наук СССР. Блестящий математик и страстный альпинист. Государственный деятель и создатель одной из теорий происхождения Земли. Ученый-энциклопедист.
О.Ю. Шмидт разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы. Им написаны труды по высшей алгебре. Внёс вклад в изучение северных полярных территорий. В начале 30-х годов был начальником экспедиции, которая впервые в истории совершила проход по Северному морскому пути за одну навигацию. Инициатор и идейный вдохновитель создания «Большой советской энциклопедии», главным редактором которой он являлся по поручению правительства Советского Союза. Был инициатором создания академического института геофизики.
Ненасытная жажда знаний, неутолимый интерес к окружающему миру, к людям - вот главные черты характера Отто Юльевича Шмидта... С детства он знал немецкий, латышский, украинский языки. В гимназии выучил латынь и древнегреческий. В студенческие годы - английский, французский, итальянский. Вот что сказал по этому поводу академик П.С. Александров:
"Поразительной была его способность всем интересоваться, все понимать, на все реагировать, на все откликаться, способность ко всему разнообразию жизненных явлений подойти как-то по-своему, "своим умом"... "Обилие" - вот, пожалуй, то слово, которое приходит, когда думаешь о личности О. Ю. Шмидта. Обилие ума и обилие сердца"... Именно такое название у первого раздела выставки.
Далее размещена информация, касающаяся непосредственно освоения Северного морского пути, о создании акционерного общества "Комсеверопуть", перед которым была поставлена задача: планомерное использование и превращение Северного морского пути в артерию постоянной, нормальной экономической связи Сибири с Европой. Также речь идет о начале деятельности Шмидта именно связанной с Арктикой и освоением северных полярных территорий.
1929 - 1930 г.г. Шмидт начальник экспедиций на Землю Франца-Иосифа, а затем на Северную землю на ледокольном пароходе «Г. Седов». После экспедиций на «Седове», благодаря кипучей деятельности Шмидта, был организован первый сквозной рейс по трассе Северного морского пути: Архангельск - Владивосток. Плавание осуществлено на пароходе ледокольного типа «Сибиряков». И только с этого рейса действительно началось плановое хозяйственное освоение Советской Арктики. Вскоре было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). Начальником его назначили О.Ю. Шмидта. На ГУСМП были возложены освоение и техническое оснащение трассы Северного морского пути, исследование недр полярных территорий. Началось строительство метеостанций вдоль побережья, развитие радиосвязи, полярной авиации, строительство ледоколов и судов ледового класса.
Конечно, в рамках выставки нельзя было не сказать о челюскинской эпопее, как об одной из ярчайших страниц в истории нашей страны.
1933 год. Для проверки возможности плавания по Ледовитому океану по пути «Сибирякова» был направлен пароход «Челюскин» во главе с О.Ю. Шмидтом и В.И.Ворониным. В условиях необычно тяжелой ледовой обстановки «Челюскин» пробился в Берингов пролив, но выйти в Тихий океан не смог: ветры и течение затянули его вместе с ледовым полем обратно в Карское море. Зимовка корабля там стала неизбежной.
13 февраля 1934 г. Борт «Челюскина» поврежден и через два часа судно затонуло. За это время выгрузили аварийный запас на заранее подготовленный лед. На огромной льдине оказалось 104 человека, в их числе 10 женщин и двое маленьких детей.
Поддержание дисциплины и бодрости духа на льдине были в значительной мере заслугой «ледового комиссара», пользовавшегося не только авторитетом среди челюскинцев, но и снискавшего их любовь.
Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта, летчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Из-за погодных условий следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года.
«Челюскинская эпопея» — эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками — потрясла весь мир.
Возвращение челюскинцев поездом из Владивостока в Москву, торжественная встреча и митинг на Красной площади с участием руководителей страны.
- Что вы за страна!.. Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество... Бернард Шоу
Все челюскинцы были награждены орденом Красной Звезды, а летчики, спасшие их, первыми были удостоены звания «Герой Советского Союза», именно тогда утвержденного.
Четвертый раздел выставки, назван «Маяк, который виден издалека». Такие слова сказал О.Ю. Шмидт о нашем городе, но это определение как нельзя лучше характеризует и самого ученого.
Дальнейшее развитие Северного морского пути было непосредственно связано с Игаркой. Проведение Карских операций проводилось именно через Игарский морской порт. Шмидту как руководителю ГУСМП не раз приходилось бывать в нашем городе. Последний его визит был совсем недолгим, с 9 по 12 сентября 1935 года. Вместе со взрослыми Шмидта встречали игарские школьники. Они преподнесли Отто Юльевичу овощи, выращенные ими на совхозном поле. Легендарный «ледовый комиссар» выступил перед игарчанами с балкона здания управления речного порта. Долгое время там находилась памятная доска, посвященная этому событию.
«Теперь страна с гордостью говорит: вот наш заполярный город, наш, потому что Игарку строили не только те рабочие, которые первыми сюда приехали. Игарку строила вся страна, весь народ Советского Союза»
Отто Шмидт, 9 сентября 1935 г.
В заключении дана информация о начале работы первой в мире научно-исследовательской станции на дрейфующих льдах в самом центре Арктики! Тогда высадка дрейфующей станции на вершине планеты произвела не меньшее впечатление, чем в наши дни первый полет человека в космос. Весь мир повторял имена: Шмидт, Папанин, Кренкель, Ширшов, Федоров...
После завершения работы дрейфующей научной станции О.Ю. Шмидт был удостоен звания Героя Советского Союза.
Отто Юльевич Шмидт — один из тех выдающихся творцов науки и деятелей культуры, уважительный интерес к жизни и деятельности которых сохраняется и в начавшемся тысячелетии, а творческое наследие остается в основе нашей современной культуры.

 

Научный сотрудник отдела истории, И. Шинова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Виртуальные туры

Регистрация