gototopgototop
   
Размер текста

РЕДКИЕ ЭКСПОНАТЫ

• Музейное сотрудничество

Александр ТОЩЕВ

РЕДКИЕ ЭКСПОНАТЫ

    Игарский музей уже в течение 7 лет реализует исследовательский проект «Китоврас раскрывает сибирские тайны». К проекту подключились за это время уже около 30 музеев и научных организаций – одни как партнёры, другие как со-юзники, третьи как консультанты. География участников межмузейного проекта – от Воронежа и Пскова до Петропавловска-Камчатского. Один из главных курато-ров проекта – кандидат технических наук Е.Г. Вертман, замдиректора научного центра «Плазма» (г. Томск).
   Китоврас – это таинственное существо праславянского самосознания, сла-вянского фольклора и древнерусской литературы, исполин-волшебник, наполо-вину человек и наполовину конь (вариант: лев), с крыльями за спиной, в доспехах, царской короне, с властным скипетром в одной руке и щитом в другой. Некоторые называют его «крылатым кентавром», но это определение столь же неточное, сколь и беспочвенное – крылатых кентавров не знает не только европейская куль-тура, ведущая свою родословную от древнегреческой, но и ни одна культура всего остального мира (и это тоже один из аспектов нашего межмузейного исследова-ния).
    Однако, образ крылатого исполина, известного на Руси по устным сказаниям и книжным спискам, практически не был известен в изображениях. А вот у древ-них северных народов, предков энцев и нганасан, были распространены бронзо-вые круглые бляхи с изображением именно этого существа. Позже подобные ме-дальоны появились у хантов и у воевавших с ними ненцев. Одиночные экземпля-ры таких бронзовых дисков встречаются у эвенков и бурят. Отдельные экземпля-ры пробрались даже до Магадана, Петропавловска-Камчатского, а 4 бляхи хра-нятся сейчас в самом крупном естественнонаучном музее мира в США (AMNH).
  Раньше считалось, что Китоврас пришёл на север из Руси, чему способство-вали русские ремесленники и торговцы, особенного с начала 17-го века. Однако, парадокс состоит в том, что в русских землях никогда не делали и не носили блях с Китоврасом, а у северных народностей совершенно нет подобного персонажа ни среди божеств, ни среди сказочных персонажей. Наше межмузейное исследо-вание показало, что бронзовые диски с изображением Китовраса пришли на Русь с Севера, с Таймыра, значит, действительно, подтверждаются данные о том, что предки русских (точнее – славян) всегда жили здесь, от Ледовитого океана до Игарки, в стране, которая называлась Борея. Это было за несколько тысяч лет до того, как предки греков появились на Средиземном море, задолго до того, как сформировалась их культура и у греков появилась письменность.
  Но сейчас речь о другом. В проекте участвуют и другие музейные предметы. Вместе с Китоврасами Таймырского краеведческого музея (г. Дудинка) были про-анализированы на химсостав и две интересные бляхи из комплектов энецкого и нганасанского происхождения (рис. 1) [1]. Это погребальное украшение на грудь «кахемира» (нганасаны, п. Волочанка) и идолок «дялы койка» (из комплекта куль-товых принадлежностей энецкой семьи, п. Усть-Авам). Считалось, что это предме-ты 19-го века или чуть старше. Каким образом предметы с китайскими иерогли-фами и крылатыми сфинксами попали на Крайний Север, не может сказать ни-кто. Обычно это связывают с так называемой «меновой торговлей» за пушнину или отголосками торговой деятельности сибирского ханства или некогда процве-тавшей на территории Западной Сибири Булгарии. Анализ изображения (а поз-же – и состава металла) преподнёс сюрприз.sfinksy 1

    Подобные изделия – так называемые «китайские зеркала», диски, у которых одна сторона плоская, а другая орнаментирована и имеет центральное ушко-бугорок для подвешивания – известны археологам и по древним находкам (1-е тысячелетие до н.э.), и по раннему средневековью [2, 3]. Один из дудинских му-зейных предметов (энецкий комплект «дялы койка») явно подходит под эти харак-теристики, свидетельством тому – и форма, и восточные иероглифы по окружно-сти. Он, конечно, может быть копией 19-го века, но судя по внешнему виду и раз-меру – 16 см в диаметре – это весьма сомнительно, и он наверняка намного старше, причём счёт может идти не на столетия, а даже на тысячелетия. Напри-мер, похожее зеркало китайского типа, но в 1,5 раза меньше диаметром (рис. 2), найдено на Алтае в погребении, датируемом II-I вв. до н.э. [3, 46, 77]. Это так называемое хуннуское время. Но состав того зеркала показывает, что это местная подделка, т.к. бронзовый предмет совершенно не содержит олова,sfinksy 2 а цвет «под ки-тайский» достигается добавлением повышенного содержания мышьяка в сопро-вождении сурьмы, никеля и свинца. В то время как китайские ремесленные изде-лия характеризует медно-оловянно-свинцовый сплав, который придает металлу твердость, характерный цвет и другие отличительные признаки, а существование мастерской по производству именно таких предметов датируется 311–222 гг. до н.э. [3, 96-99, 76]. Правда, речь идёт о составе с содержанием 50-60 процентов меди, 25-40 олова, 14-16 свинца. Дудинский экземпляр явно не подделка, по-скольку содержание в нём мышьяка, никеля и сурьмы ничтожно, но это и не ран-некитайское изделие, т.к. содержание олова в нём в 4-6 раз меньше. Либо это бо-лее древний экземпляр, либо относится уже к первым векам новой эры, о чём должны поведать специалисты по иероглифике. 

  Но ещё интереснее ситуация с диском меньшего диаметра (около 14 см) из нганасанского комплекта. В 1957 году в узбекском городе Термез расчищали тер-риторию школы № 30 и обнаружили древний бронзовый диск с изображением 2-х крылатых сфинксов (рис. 3). Учёные установили, что у этого диска есть аналог – зеркало из известной коллекции Ральфа Харари (рис. 4), но «вышло оно явно из-под другой матрицы, так как вокруг идет концентрическая полоска с куфической надписью. Стиль почерка – цветущий куфи – не оставляет сомнений в датировке объекта концом XI – первой половиной XII в.», поэтому датировка эта может быть безусловно принята и для термезского зеркала [4, 154-155]. Подобные куфические надписи характерны для первых веков ислама.

sfinksy 3sfinksy 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Понятно, что среднеазиатское зеркало – это копия с привозного, как предпо-лагают, иранского, оригинала. На ней нет надписи арабскими буквами, что гово-рит либо об экономии материала заказчиком (исполнителем), либо, скорее всего, о том, что заказчик не входил в число поборников ислама. Это в XII веке, в так называемый домонгольский период, было характерно и для Золотой Орды, и для соседних государств Среднего Востока. Тем удивительнее дудинский аналог – на нём не только пояс с куфической надписью (буква в букву, как на так называемом иранском экземпляре Р. Харари), за что искусствоведы в один голос могут отнести таймырский диск к XII веку! Мало того, диск уникален – он имеет ещё и дополни-тельный внешний пояс с растительным орнаментом и с более высоким бортиком, т.е. он «полнее» по иконографии, чем все известные аналоги, а значит, ближе всего к исходному оригиналу. «Прилепить», добавить дополнительную окруж-ность, да ещё в том же стиле, невозможно. К тому же сквозное отверстие для крепления в сферическом выступе здесь сделано правильно – вертикально, по осевой линии двойного изображения (в отличие, например, от экземпляра Р. Ха-рари, где отверстие поперечное). Откуда же диск такой древности на берегу Ле-довитого Океана? Сейчас, после анализа химсостава, можно предположить, что и второй дудинский диск тоже был изготовлен не позднее VIII-XI вв. Содержание меди в них высоко и одинаково (82%), их металл практически идентичен по мик-роэлементному составу (железо, марганец, мышьяк, кобальт, висмут, индий, сурь-ма, никель, серебро, золото). Единственное отличие – в бляхе с двумя крылатыми сфинксами в 2 раза больше олова (14%) и в 2,5 раза меньше свинца. Похоже, что диски делали если не в одной и той же мастерской, то как минимум в соседних. Но тогда это точно не Китай. По одной простой причине – парных изображений с животными, тем более со сфинксами, китайская культура не знает. Вот, что гово-рят по этому поводу специалисты: «В целом преобладает всё же именно местная среднеазиатская основа. (…) Сам же образ сфинкса чужд китайскому изобрази-тельному искусству. Сюжет этот, несомненно, связан с тем циклом фантастиче-ских существ, которые очень широко входят в ту пору в изобразительное искус-ство различных народов и стран. Львоподобных крылатых грифонов, женщину-птицу, сфинкса, дракона – все эти образы, как и не менее типичные для данного времени образы птиц (фазан, петух, голубь, павлин), всадника на коне, сцены гона зверей, можно встретить в предмонгольский период в архитектуре, скульптуре, прикладном искусстве Мавераннахра и Ирана, Сирии и Египта, Армении и Руси. Характерно композиционное размещение фигур в круглых медальонах, чаще все-го – в парном сочетании по отношению к оси симметрии, нередко по обе стороны от стилизованного древа» [4, 154-155]. 

   Речь об Алтае здесь не случайна – именно оттуда в XI-XIII вв. пришли предки энцев и части нганасан в междуречье Оби и Енисея, позже их теснили ханты, а ещё позже активные боевые действия повели с запада ненцы, причём война эта затихла только в середине XIX века. За этот период энцы были отброшены к Ени-сею и даже за него, на Таймыр, а нганасаны были отодвинуты ещё севернее. Мо-жет быть, эти две бляхи, хранящиеся нынче в фондах Таймырского музея, при-шли на Север именно тогда, с первыми поселенцами с Алтая, в XIII веке? Ведь эти вещи уникальны, аналоги им единичны, и если бы бойкая торговля шла направо и налево, то подобных дисков по тундре было бы немало. Если это дей-ствительно «характерный продукт городского художественного ремесла» [4, 155] узбекского г. Термез и ему подобных поселений XI-XII вв., то хорошо бы сличить бронзовые образцы из среднеазиатских земель с редкими дудинскими экземпля-рами. А может быть, эти диски в Среднюю Азию проникали не из Ирана, а наобо-рот – с севера (а затем дальше – в Иран)? Тогда что за умелые ремесленники жи-ли между Таймыром и Алтаем?

Источники:

1. «Таймырский краеведческий музей», г. Дудинка, фонд «Этнография» (1034 ГИК, 5617 ГИК).
2. Шавкунов Э.В. Тайны древних зеркал. Дальпресс, Владивосток, 1993.
3. Тишкин А.А. Металлические зеркала как источник по древней и средневе-ковой истории Алтая (по материалам Музея археологии и этнографии Алтая Ал-тайского государственного университета): монография / А.А. Тишкин, Н.Н. Сере-гин. – Барнаул: Азбука, 2011. – 144 с.: ил.
4. Пугаченкова Г.А. Бронзовое зеркало из Термеза. // Советская этнография, 1961, № 1, с. 153-155.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Виртуальные туры

Баннер

Регистрация